|
|
|
|
|
Мотивы
• Мировой опыт ландшафтной архитектуры |
|
|
|
|
|
Кензо Танге
|
|
|
|
|
|
Сад и гора вдали.
Дрогнули, движутся, входят
В летний раскрытый дом.
|
|
Мацуо Басе |
|
|
|
|
|
Древний, завораживающий мир Востока,
хранящий какие-то только ему ведомые тайны... Лишь немногие из нас,
европейцев, начинают познавать эти тайны - в памятниках искусства,
в преданиях, именах...
Великий японский архитектор Кензо Танге
и его "Сады Лумбини" - ещё одна тайна, в которой гений великого мастера
переплетается с учением самой непознанной Европой религии - буддизма.
Именно ему я обязан встречей с Танге. Вот как это произошло.
В конце 60-х годов группа ортодоксальных
буддистских стран во главе с Непалом решила увековечить память Будды
Готамы, легендарного основоположника буддизма, строительством гигантского
туристического и музейного комплекса "Сады Лумбини" на предполагаемом
месте его рождения в южном Непале. Финансировать проект согласилась
Организация Объединенных Наций, а непосредственным его исполнителем
стал Кензо Танге, создавший для Лумбини острую, неожиданную, как и
всегда, планировочную композицию. В 1977 году была закончена первая
стадия проектирования; и мне, заместителю директора Центра по населенным
пунктам ООН, курировавшему Лумбини, предстояло вместе с руководством
Комитета Лумбини из Непала провести экспертизу и оценку проекта, а
потом договориться с Танге о второй его стадии, которую мы называли
техническим проектированием. |
|
Первая
встреча с мастером, вернее, сначала с одним из его творений, произошла
в феврале 1978 года. По прилете в Токио я отправился к знаменитым
олимпийским залам Танге. Мне, знавшему залы лишь по описаниям, они
показались странными незнакомцами. Ведь от внимания наблюдателей почему-то
ускользает то обстоятельство, что залы стоят на участке, вплотную
примыкающем к крупнейшему историческому парку Токио - Еёги. И атмосфера
этого по-японски ухоженного сада с храмом в центре незаметно перетекает
в ансамбль Танге. Микросреда, где находятся залы, сохраняют дух и
характер типичного для Японии сада, с его композициями из камня, с
его культом отдельных деревьев и кустов, наконец, с его отношением
к архитектуре, которая сама становится элементом искусственной природы.
И, скорее всего, именно поэтому залы Танге стали произведением национальной
японской архитектуры. Причем настолько ярким, что невозможно представить
себе эти постройки перенесенными в иную страну, в иную среду.
Чем ближе я знакомился с работами Танге,
тем отчетливее понимал, что основой его творчества является не
проектирование зданий и комплексов, а создание полнокровной, многофункциональной
градостроительной и архитектурной Среды, способной к трансформации
и росту. Свое кредо Танге изложил в статье "Развитие концепций и методологии
проектирования" (The Japan Architect magazine. August - September
1976 issue).
Основой всего он считал "концепцию структуры",
понимая ее, однако, своеобразно: "Структура существует в нескольких
измерениях. Существуют и структуры, обуславливающие заданные ассоциации.
Пространство передает людям послание. А структура, говоря языком лингвистики,
устанавливает грамматический строй этих посланий. Более того, это
тот же канал, с помощью которого люди могут войти в организованное
пространство. И мы приходим к выводу, что невозможно понять здание,
группу зданий или городскую среду без применения концепции структуры.
Приведу пример: два спортивных зала Ёёги тесно связаны с ближайшими
к ним железнодорожными станциями Шибуя и Хараджуку. Все четыре сооружения
органично объединены архитектурой улиц. Это архитектура стала в то
же время каналом связи и пространством, через которое реализуется
участие людей". |
|
Макет садов Лумбини
|
Кензо
Танге считал, что впервые его "концепция структуры" отчетливо проявилась
в широко известном проекте развития Токио, созданном в 1960 году.
"Токио получил в плане градостроительную ось как структуру, вдоль
которой город может расти и развиваться, - писал Танге. - Эта ось
имеет и символическое значение, начинаясь в сердце старого города
- в императорском . дворце. Мы приходим к выводу, - отмечал он далее,
- что определение функциональных составляющих может быть возвышено
до уровня символики и что сами структурные организмы погружены в Символизм".
"Трехмерное пространство коммуникаций",
свойственное концепции структуры, прослеживается в большинстве проектов
и построек Танге, выступая каждый раз в новом обличий.
В Токийском соборе св.Марии оно проявляется
в виде элементарной композиционной оси, вдоль которой движутся посетители.
В Центре связи Ямамаши система горизонтальных и вертикальных коммуникаций
превратилась в структурную основу композиций. А выделив звено таких
коммуникаций, Танге решил, казалось бы, невозможную задачу: создал
один из своих шедевров, офис радиовещательной и газетной компании
Шизуока, на крохотном пятачке Токио в максимально невыгодных градостроительных
условиях - внутри изгиба путепровода на остром углу двух пересекающихся
улиц. |
|
|
Среди
творческих позиций Кензо Танге есть и "гармония между природой и искусственной
средой", к которой он стремился во всех своих работах. В проектах
70-х годов есть зона коммуникаций, оставленная в виде почти не тронутых
природных фрагментов - "Зеленый коридор". Эту систему Танге применил
в 1971 году при проектировании нового жилого района Либрини в сицилийском
городе Катаниа и еще в одной работе, выполненной в содружестве с Луисом
Каиом. Это проект Аббасабада - нового района Тегерана. Совместная
работа двух выдающихся зодчих, очень не похожих друг на друга, началась
в 1973 году. К сожалению, смерть Кана помешала развитию этого содружества.
Остался только проект 1974 года, в котором показано формирование нового
района и центра вокруг нетронутой топографии "Зеленого коридора".
В период создания "Садов Лумбини" - в 1978 году- рабочее ядро фирмы
"Кензо Танге и УРТЕК" (УРТЕК - урбанисты и архитекторы) составляли
несколько архитекторов и инженеров. Обычно они собирались в кабинете
Танге - светлой комнате с большим столом в центре, за которым можно
было провести совещание, где можно было расставить макеты, разложить
проекты. Особенностью фирмы Танге являлось то, что она была не только
коммерческой организацией, но и школой для архитекторов. Большинство
из них составляли японцы, но иногда в число сотрудников попадали и
иностранцы.
Часто, получив заказ, Танге устраивал
внутренний конкурс для своих архитекторов. При этом он просил развить
предлагаемую им идею. Лучшие варианты брались за основу для разработки,
которую вела группа архитекторов, являющихся, наряду с самим Танге,
авторами проекта. Замечая особо талантливых людей, Танге поручал им
самостоятельную и ответственную работу, помогая через какое-то время
основать собственную проектную контору. За годы своей работы фирма
"Кензо Танге и УРТЕК" "вывела в люди" немало архитекторов, большинство
из которых стало ведущими специалистами Японии. Например, в 1978 году
одним из лидеров фирмы был Такаши Ивата, первый соавтор Танге по проектам
"Сады Лумбини", Либрини в Сицилии, Аббасабада в Тегеране (вместе с
Луисом Каном).
Кензо Танге, как и всякий великий человек,
является неординарной личностью. В 1978 году ему уже исполнилось 65
лет. Японец по рождению, европеец по образу жизни, он и учился в Токио,
и стал архитектором, и создал там свои лучшие проекты, и вырастил
учеников. Великий мастер был настоящим патриотом своей родины, отклонявшим
все предложения о работе в других странах. Свое жилище в центре Токио
он обставил на европейский лад, создав в огромной двухэтажной квартире
небольшой, но уникальный музей античных вещей, где были и подлинные
архаические статуэтки с Крита, и образцы греческой керамики. Танге,
которого, без сомнения, можно причислить к самым выдающимся зодчим
планеты, очень прост в общении. Но эта простота является простотой
сильного человека, прекрасно осознающего свое превосходство над окружающими,
не злоупотребляя им, а обращая себе на пользу. Он, любящий комплименты,
охотно и заинтересованно говорил и о проблемах, не связанных с его
величием. Интересовался Танге и советской архитектурой, и особенностями
нашей жизни, сожалея, что ему не удалось побывать в Советском Союзе.
Мне он казался похожим на Жолтовского: и по манере говорить, и по
какой-то особой лучистости, исходившей от лица и улыбки, и по характерной
внешности. Сходство было тем более удивительным, что и рост, и тип
лица у Жолтовского и Танге совершенно разные; разными были и языки,
на которых мы разговаривали. Но сходство это было очевидным. Впечатление
осталось прочным и ярким. Я не могу подумать об одном из этих людей,
не вспомнив и другого. |
|
Генеральный план Лумбини,
1980-е годы
|
А
тогда, в 70-х годах, мастер задумал создать одну из самых грандиозных
и интересных, ландшафтных композиций, когда-либо осуществленных человеком.
По плану "Сады Лумбини" должны были занять участок размером 1,6 х
4,8 км, лежащий на огромной плоской равнине в долине Ганга у подножия
Гималаев. Здесь, среди рисовых полей, две тысячи шесть сот лет назад,
по преданию, находилась прекрасная роща, в которой родился будущий
Будда - принц Сидхарта. Здесь же, в 249 году до н.э., в память об
этом легендарном событии, король Ашока* поставил железную колонну.
Археологические раскопки, проведенные вокруг колонны после второй
мировой войны, открыли остатки относящегося к V-I векам до н.э. небольшого
города Лумбини с сохранившимися храмами и монастырями. В 1967 году
в Лумбини побывал Генеральный секретарь ООН У Тан, бирманец, убежденный
буддист. По его инициативе в Непале под эгидой ООН был создан Комитет
Лумбини, призванный возродить этот некогда процветавший город. Для
проектирования новых "Садов Лумбини" У Тан и пригласил в 1969 году
Кензо Танге. |
|
* Ашока - король династии Маурья, активный проповедник буддизма,
в честь которого в III в. до н.э. в священных местах Индии
он установил несколько каменных и железных колонн.
|
Работа
началась. Необходимые средства поступали от пяти буддийских стран
- учредителей Комитета. Проводились географические, гидрологические,
ботанические, археологические исследования, одновременно с которыми
фирма "Кензо Танге и УРТЕК" создавала и проект, в основу композиции
Тонге положил свою, систему "зеленого коридора" - композиционную ось,
протянувшуюся с юга на север почти на. пять километров. Как и
в проекте Токио, эта ось явилась стержнем структуры, обеспечивающей
пространственные коммуникации и имеющей ярко выраженное символическое
значение.
Физическим выражением оси, вдоль которой
формируются основные узлы ансамбля, стал канал с аллеями по сторонам.
Предполагалось, что по каналу будут ходить лодки, перевозящие людей
из одной части комплекса в другую. Канал служил также для водоснабжения
комплекса и отвода ливневых вод. Ансамбль должен был начинаться на
севере, где предполагалось разместить административный, научный и
туристический городок - "Культурный центр Лумбини". Далее к югу, по
сторонам основной артерии - канала, располагались участки земли, где
крупные буддийские общины могли построить монастыри в соответствии
с религиозными и художественными традициями своих стран. Кульминацией
ансамбля должен был стать археологический заповедник - "Сады Лумбини".
Сами сады образуют в плане круг, в центре
которого стоит железная колонна Ашоки. "Форма круга, заключающего
внутри квадраты, с наибольшей простотой и чистотой воплощает в Буддизме
мистический символ Вселенной", - пишет Танге. Действительно, круг
и квадраты имеют многозначную символику во всех разновидностях буддизма.
Композиция Танге, используя круг и квадраты, напоминает многие буддийские
символы и в то же время не копирует ни один из них. Попытки связать
форму Садов Лумбини с мандалой - одним из основных символов тибетского
и непальского буддизма - несостоятельны. Сады не воспроизводят ни
одной из композиций этого символа. Основное назначение садов -
служить археологическим заповедником.
Ансамбль Садов Лумбини ярко отражает
идею взаимодействия с природной средой. Главная ось ориентирована
на снежные вершины Гималаев, благодаря чему зримо воплощается географическая
принадлежность всего комплекса. В композицию плана включены также
и живописные русла рек Харухава и Тилар. Гармония с топографической
средой развивается уже в первичных элементах ансамбля. Вода и зелень
сопровождают каждый из них до уровня непосредственно контакта с человеком.
Все здания по замыслу Танге, должны быть сложены из красного кирпича
(стены) и бетона (перекрытия) и иметь минимальную высоту.
После высокогорного Катманду воздух
Лумбини показался особенно душным и влажным. Я прилетел в долину Ганга,
когда начались первые земляные.работы по строительству водной системы
комплекса и высадка деревьев. Вдоль будущего канала и круглого участка
садов уже виднелись тысячи крошечных саженцев. Идеи Танге начинали
воплощаться в жизнь...
С тех пор прошло двадцать лет. Сады
Лумбини давно вышли из-под контроля ООН. Темпы строительства грандиозного
ансамбля замедлились. Должность главного архитектора комплекса уже
долгое время остается вакантной. И трудно сказать сейчас, когда и
как будет реализован этот проект, да и будет ли реализован вообще...
А пока Непал объявил о продаже участков
под монастыри в садах Лумбини. |
|
Колонна Ашоки в Лумбини
|
|
|
|
С. Ожегов,
доктор архитектуры
Фото автора
|
|
|
|
|
|
Архитектура, строительство и дизайн. 1998. № 04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|