Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
 
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры

Царь-пушка и царь-колокол на Иравади

Царь-пушка и царь-колокол на ИравадиЦарь-пушка и царь-колокол на Иравади

 
 
Царь-пушка и царь-колокол... Много лет стоят они в Кремле у подножия Ивана Великого, неизменно привлекая внимание каждого человека, приходящего сюда. Они уникальны по своим художественным качествам и, конечно, по размерам. Казалось бы, трудно предположить, что где-то в мире может существовать нечто подобное.
     Но, оказывается, за много тысяч километров от Москвы, в самом сердце далекой тропической Мьянмы (Бирмы), существуют младшие родственники наших "царей". И если московская царь-пушка знаменита, кроме всего прочего, тем, что из нее никогда не стреляли, а царь-колокол за свою долгую жизнь не издал ни звука, то с их мьянманскими собратьями дело обстояло иначе. Выстрелы чужестранной царь-пушки два столетия тому назад наводили страх на врагов, а звон гигантского колокола и сейчас можно слышать над необозримой гладью могучей реки Иравади.
     Вторая половина XVIII века была временем объединения разрозненных княжеств Мьянмы в единое государство. В 1784-1785 годах один из первых королей династии Конбаунов - Бодопая - покорил древнюю провинцию Аракан. Среди многочисленных трофеев оказалась и гигантская пушка, перевезенная потом в тогдашнюю столицу страны Амарапуру и установленная перед входом во дворец. Пушка имела в длину 8,75 метра и калибр 29,2 сантиметра. Весила около 35 тонн. Для сравнения заметим, что наша царь-пушка весит около 40 тонн, имеет длину 5,34 метра и калибр 89 сантиметров.
     Пушка из Амарапуры - изделие сугубо утилитарное. На ней нет никаких украшений. Пять пар мощных колец предназначались для ее подъема и установки на лафет. Они могли использоваться и для переноски орудия на слонах. Пушка не литая, сварена из квадратных железных брусьев сечением 4х4 сантиметра. Канал ствола сделан из продольных брусьев, которые снаружи охвачены кольцами, выкованными из таких же брусьев и сваренными между собой. Отчетливо видимые швы между продольными брусьями в канале ствола давали даже основание предполагать, что пушка была изготовлена нарезной. Но это, конечно, предположение совершенно фантастическое.
     В середине XIX века, после переноса мьянманской столицы во вновь выстроенный Мандалай, территория Амарапуры начала поглощаться джунглями. В буйных тропических зарослях пушка затерялась. Но в конце XIX века ее нашел и сфотографировал некий сеньор Беато, первый профессиональный фотограф, поселившийся в Мандалае в 1886 году, человек с удивительной биографией.
     Сеньор Беато известен как один из первых в мире военных фотокорреспондентов. Ни одна книга по истории западноевропейской фотографии не обходится без его снимков. На долю Беато выпало участие в ряде колониальных захватнических войн. На заре развития фотографии он своим неуклюжим деревянным ящиком снимал события Крымской войны 1853-1856 годов. В 1860-1870 годах побывал в Индии,Китае, Японии, Корее,Судане, фотографируя действия различных военных "экспедиций" Англии и США. В 1886 году вместе с английскими колонизаторами обосновался в Мандалае.
     Если бы деятельность сеньора Беато ограничивалась только фиксацией "подвигов" колонизаторов, не стоило бы и упоминать о нем. Но он интересовался бытом, культурой, искусством тех стран, где приходилось бывать. Что же касается Мьянмы, то она увлекла Беато настолько, что он остался там навсегда, прожил двадцать с лишним лет, и многие, пожалуй, даже большинство фотографий, сделанных им за это время, представляют исключительный интерес. Ведь на них запечатлены давно исчезнувшие памятники старины, костюмы, будни и праздники различных народов Мьянмы. Немногие сохранившиеся стеклянные негативы размером 18х24 сантиметра стали "золотым фондом" Археологического управления страны.
     Пушка, впервые запечатленная Беато, не пропала. После второй мировой войны ее перевезли в Мандалай и поставили в центре Королевского города, у руин дворца, варварски сожженного в 1944 году английской авиацией.
 
 
Сеньор Беато. Амарапурская пушка. Фото. 1880-е годы

Сеньор Беато.
Амарапурская пушка.
Фото. 1880-е годы

Сеньор Беато.
 
     В конце прошлого столетия Беато снял и мьянманский царь-колокол, или, как его называют, Мингунский колокол. Искусство колокольного литья в Мьянме насчитывает много столетий. Колокола отливали по восковым моделям. В применении этого метода мастера достигли высокого совершенства. Статуи и колокола весом в несколько, а порой и в десятки тонн здесь не редкость. Колокола издают исключительно чистый и долгий звук. Литейщики умели подбирать и форму колокола, и состав бронзы так, чтобы обеспечить очень высокое качество звучания. В состав бронзы (кроме меди) входили олово, серебро, иногда железо, а порой даже золото. Петли для подвески обычно делали в виде фантастических львов - "чинтэ" или других персонажей народной мифологии. После отливки искусные мастера чеканки украшали колокола затейливым орнаментом и надписями.
     Отливка колоколов была торжественным событием. На нее, как на праздник, собиралась вся округа. Люди приезжали целыми семьями. Играли оркестры, звучали песни, бродячие актеры и кукольники разыгрывали представления. А когда начинался сам процесс отливки и в печах начинала плавиться бронза, женщины и девочки нередко бросали в расплавленный металл свои драгоценности из серебра и золота - "на счастье". Новому колоколу предстояла долгая жизнь. Его вешали вместе с другими около храма низко над землей. Каждый богомолец мог ударить в него, чтобы привлечь внимание божества. Ударить в колокол может вообще любой человек, это признак доброжелательства, уважения к обычаям. В колокол ударяют специальной битой из оленьего рога или дерева, ведь мьянманские колокола не имеют языков.
     История самого большого в Мьянме и второго по величине колокола в мире такова. В конце XVIII века король Бодопая (тот самый, что захватил гигантскую пушку в Аракане) затеял строительство грандиозного храмового комплекса в местечке Мингуне, в нескольких километрах вверх по Иравади от Амарапуры. Центром комплекса должна была стать ступа высотой 150 метров. Ей предстояло затмить своей величиной и великолепием все сооружения подобного рода, построенные в мире. Ступу строили около сорока лет, пока в 1838 году землетрясение не разрушило постройку. Памятью об одной из гигантских строительных затей XIX века остались циклопические руины основания ступы и пара огромных полуразрушенных изваяний львов-чинтэ на берегу Иравади. В целости и сохранности до наших дней дошел только колокол. В самом большом храмовом комплексе он тоже должен был стать самым большим в мире (Бодопая, по всей вероятности, не знал о московском царь-колоколе).
     Отливка гигантского колокола была одним из первых событий в сооружении Мингунского комплекса. Высота колокола составила около 3,5 метра, а вместе с петлей для подвески - более 7 метров. Нижний диаметр - 4,8 метра, вес около 90 тонн. Колокол отлили в 1790 году на одном из близлежащих островов Иравади. На двух баржах его доставили к месту установки. Здесь баржи вошли в специально вырытый канал, после чего уровень воды подняли и колокол подвесили на нескольких толстых бревнах. Затем баржи увели и канал засыпали. Чтобы извлечь полноценный звук из Мингунского исполина, в него ударяли подвешенным рядом тиковым бревном.
 
Сеньор Беато. Мингунский колокол. Фото. 1880-е годы

Сеньор Беато.
Мингунский колокол.
Фото. 1880-е годы

Сеньор Беато.
 
     Землетрясение 1838 года разрушило не только ступу, но и конструкцию подвески колокола. Около ста лет пролежал он на земле, в таком виде его и запечатлел сеньор Беато. Только в наше время колокол опять повесили на стальные балки, покоящиеся на железобетонных столбах, и возвели над ним узорчатый деревянный павильон в характере традиционных деревянных храмов.
     Мингунский колокол более чем вдвое уступает кремлевскому по весу, но несколько превосходит его по высоте (царь-колокол имеет высоту с ушами для подвески 6,14 метра). Декоративное убранство его скромно, но достаточно выразительно. Особое впечатление производит петля для подвески, украшенная скульптурными изображениями двух чинтэ.
     Жители Мьянмы гордятся своим уникальным колоколом. Интересно, что именно благодаря ему наш царь-колокол известен в этой стране очень широко. Говоря о Мингуиском колоколе, мьянманцы всегда замечают, что он хоть и второй в мире по величине, зато самый большой из действующих.
 
С.С.Ожегов,
доктор архитектуры

Рисунки и фото автора
 
"Юный художник". 1992, № 2.
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры
             

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход