Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
 
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры

Альгамбра - жемчужина Андалузии

Вид Альгамбры с птичьего полета.

Вид Альгамбры с птичьего полета. На первом плане Альказаба. Далее Альказар, в центре которого здание дворца Карла V с круглым двором. За холмом Альгамбры - холм Генералифа.

 

Уверен, что каждый из читающих эти строки знаком с Альгамброй, даже если никогда не слышал о ней. Ведь "Сказку о золотом петушке" А.С.Пушкин написал именно под впечатлением легенд Альгамбры. В первых набросках сказки он даже дословно воспроизвел эпизод, пересказанный знаменитым американским писателем начала XIX века Вашингтоном Ирвингом в "Легенде об арабском звездочете": "Царь увидел пред собою столик с шахматной доскою..." Но откуда в сердце Испании, в романтической Гранаде появилось арабское название "Альгамбра"? И почему здесь находится одно из лучших произведений художественного наследия Востока - дворец с неповторимыми по красоте садами?
     История Испании была сложной и противоречивой. Страна лежит на крайнем западе Европы, и вместе с тем ей было суждено стать местом, где ярко и полно воплотилось органическое слияние культур Востока и Запада. Конечно, в данном случае понятия "запад" и "восток" звучат очень условно. Скорее следует говорить о синтезе культур средневековой христианской Европы и арабского мусульманского североафриканского мира.
     На заре истории Испания побывала под властью карфагенян, римлян, вестготов; одна за другой перекатывались над страной волны захватчиков, оставлявших следы своих традиций, какие-то постройки. Много оставили римляне. Трассы их дорог, мосты, акведуки, заложенные ими города до сих пор служат людям. Самыми стойкими из завоевателей оказались арабы, известные в Испании под именем мавров. К 718 году они захватили почти всю территорию страны, принеся с собой обычаи, архитектуру, художественную культуру. Около 700 лет продолжался "мавританский" период истории Испании и шла "реконкиста" - война за изгнание арабов. Дольше всего они задержались в Андалузии и в ее столице Гранаде. Многие памятники мавританской архитектуры и искусства прочно вошли в классический круг художественного наследия Испании. Они органически сплелись с традициями античности, готики, Ренессанса, барокко, в результате чего и возникли неповторимые ансамбли Кордовы, Толедо, Севильи и многих других городов. Совершенно особое место среди них занимает Гранада и ее могучая крепость Альгамбра.
     Древняя Гранада лежит на склонах гор Сьерра-Невада. Центральное место в ней занимал обрывистый продолговатый холм с крепостью на вершине, которую мы бы назвали кремлем. Крепость носила имя "Альгамбра" - красная. Каменные блоки, из которых сложены стены и башни Альгамбры, действительно имеют розоватый оттенок. Но есть и другая, более поэтическая версия. По ночам строители работали при факелах, оставлявших на стенах красные трепещущие отблески.
     Альгамбра состоит из трех частей, называемых по-арабски Альказаба (крепость), Альказар (дворец) и Медина (город). Первой, в IX веке, а может быть, и раньше, возникла крепость. Ее главная башня де ла Вела (сторожевая) стояла на самой верхней точке, на восточной оконечности холма и господствовала над Альгамброй и над всей старой Гранадой. Как обычно, вскоре у подножия крепости появились жилые кварталы, а в 1238 году эмиры мавританской династии Настритов начали строить рядом с крепостью дворец. Лучшие постройки дворца, составившие славу Гранады и всей Испании, возвели в XIV веке эмиры Юсуф I и Мохаммед V. Они же завершили стену, окружающую и сейчас вершину холма Альгамбры. Сердце дворца составили Миртовый и Львиный дворики с группой примыкающих к ним великолепных залов, отделанных в неповторимом "мавританском" стиле.
     В 1492 году мавры были изгнаны из Гранады, и Альгамбра перешла в руки католических монархов Испании. Новые владельцы возвели францисканский монастырь с церковью, казармы, дворцовые постройки. Самая большая из них - дворец Карла V - монументальное здание с круглым ренессансным двором. Дворец строили больше 200 лет. Внушительное претенциозное здание оказалось самым крупным на холме Альгамбры. Но по художественным качествам оно решительно уступает мавританским постройкам. Сейчас в нем находится музей.

Миртовый дворик

Миртовый дворик

     Дворец Карла V стал самым крупным, но и последним заметным соо ружением Альгамбры. В XVIII и XIX веках она пришла в страшный упадок. В некогда роскошных постройках разместились дешевые кабаки, ютились воры и нищие. Большой ущерб нанесли Альгамбре солдаты Наполеона, квартировавшие в Гранаде с 1808 по 1812 год. Покои дворца они превратили в конюшни и казармы, а уходя, взорвали часть башен. В 1870 году Альгамбра получила статус национального памятника, и с этого времени началось ее возрождение. Альгамбра постепенно завоевала заслуженную славу одной из ценнейших жемчужин испанского искусства, привлекающей бесчисленных туристов со всех концов света. Туристом приехал в Апьгамбру в начале прошлого века и будущий посол США в Испании Вашингтон Ирвинг, один из лучших писателей Америки. Ему принадлежит полная поэзии книга "Альгамбра" (откуда Пушкин и взял свой сюжет). Ирвинг бывал и жил в Альгамбре во времена ее упадка. Сейчас же Альгамбра превратилась в один из прекраснейших уголков Европы, и только толпы туристов нарушают ее очарование.

Львиный дворик.

Львиный дворик.
Два льва из двенадцати, окружающих чашу центрального фонтана.

 
Львиный дворик. Общий вид до последней реставрации.

Львиный дворик. Общий вид до последней реставрации.
Кружевная аркада окружает "чор-бак" - четыре сада.

 
     Конечно, в наши дни Альгамбра не та, какой она была во времена мавританского владычества. Только стены и фундаменты зданий остались в Альказабе. Давно исчезли жилые кварталы Медины, на их месте разбиты сады. Лишь дворец, занимающий, кстати, очень небольшую часть территории Альгамбры, восстановлен в полном блеске своей красоты. С первого взгляда трудно разобраться в хитросплетении многочисленных помещений мавританского дворца. Только знание обы чаев Востока позволяет выделить в нем три части, соединенные друг с другом малозаметными проходами. Каждая из частей имеет дворик - "патио" - с садом и фонтанами.
     Самая маленькая группа помещений при входе называется "Золотые залы" и предназначена для судебной администрации и приема публики. Сюда можно попасть из аркады Сада Мачуки, названного по имени его строителя. Богатая орнаментика стен Золотых залов впечатляла посетителей, говорила о богатстве и могуществе владыки, но казалась скромной для тех, кто попадал во вторую часть дворца - группу "Посольских залов". Она лежит на оси Миртового двора, получившего свое название от двух рядов стриженых миртовых кустов, вытянутых вдоль бассейна с двумя питающими его фонтанами в торцах. Пространство аркад на коротких сторонах двора контрастирует со скупыми плоскостями его продольных стен. За восточной аркадой находятся два особенно торжественных зала. Главный, Посольский зал находится в могучей башне с трехметровыми стенами. Он замыкает перспективу Миртового двора. Зал внутри богато украшен затейливым орнаментом. Цветные витражи окон в глубоких нишах, сталактитовый потолок, утонченная мебель, покрытая резьбой, - все это создавало атмосферу особой торжественности и величия. Этому впечатлению способствовал и богатый длинный зал, служивший как бы вестибюлем к Посольскому. За форму потолка этот зал получил название "Барка".

Львиный дворик.

Львиный дворик.
Современный вид из-под аркады, вдоль канальца с фонтанчиками

     Подлинной жемчужиной Альгамбры можно назвать третью часть дворца, предназначенную для частной жизни гранадских эмиров. Здесь находился сераль (или гарем) и личные покои эмира. Эта часть дворца носила имя Львиных покоев - по имени Львиного дворика, вокруг которого она формировалась. Собственно, Львиный дворик и есть то самое "восьмое чудо света", ради которого в Гранаду стремятся любители прекрасного. По своей структуре дворик относится к типу мусульманского сада "чор-бак" (четыре сада). Прямоугольный сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью скульптурами львов. Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями. Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов во внутренних дворах монастырей и дворцов. Старые же фотографии и рисунки показывают разные варианты "четырех садов" Львиного дворика.
    Сто двадцать четыре изящные колонны поддерживают резную каменную аркаду, окружающую двор. Активную роль в композиции играют грубоватые высокие черепичные крыши, как бы подчеркивающие утонченную элегантность аркады. Со всех четырех сторон к Львиному дворику примыкают залы и комнаты, соперничающие по красоте с его аркадой. Каждый квадратный сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню, надписями, орнаментальной мозаикой; с арок и сводов свисают архитектурные "сталактиты" - форма декора, присущая искусству ислама. Золотистый цвет камня придает залам особый, "драгоценный" характер. Зал Королей, зал Двух Сестер, банные залы, комната-фонарик над еще одним внутренним садиком Линдараха - каждый из интерьеров удивителен и хорош по-своему. В одной из комнат, откуда открывается вид на старую Гранаду, несколько месяцев прожил Вашингтон Ирвинг.

Альказар. Зал Двух Сестер.

Альказар. Зал Двух Сестер.
Фонарик над садом Линдараха

     Сады на территории бывшей Медины появились в основном в XIX веке. Они спокойно, красиво лежат на террасах холма. В них много стриженой зелени, водоемов и, конечно, цветов. Миновав их, можно по мосту через ущелье перейти на соседний холм, в летнюю резиденцию эмиров - Генералиф. Уютный и красивый старый двор с садом и примыкающий к нему дворец выглядят достойно, но скромно после непреходящей красоты Альгамбры.
     Только побывав в этом волшебном уголке Испании, начинаешь в полной мере осознавать причины его необычно сильного эстетического воздействия на душу человека. Прежде всего это воздействие исключительно многогранно. Альгамбра воспринимается всеми пятью органами чувств: зрением, обонянием, слухом, осязанием и даже вкусом. Зрительное восприятие пространственной и пластической красоты дополняется благоуханием цветов, журчанием воды, приятным чувством теплоты камня, прохлады поливной керамики, легкой рельефности мощения, наконец, даже вкусом чудесной родниковой воды и фруктов. Ощущение необычности, благословенности Альгамбры, ее близость эстетическим идеалам и Востока, и Запада сыграли немаловажную роль в ее судьбе. Воинствующий испанский средневековый католицизм, разрушивший и исказивший многие памятники мавританского периода, не тронул Альгамбру...
     Конечно, Альгамбра не одинока. Она стоит в ряду многих памятников культуры ислама. Классические примеры садов чор-бак есть в Индии, достаточно вспомнить знаменитый Тадж-Махал. Изысканные дворцы сохранились в Дели и Агре. Ближний и Средний Восток обладают великолепными образцами религиозных построек. Но Альгамбра единственна и неповторима. Гений двух народов - арабов и испанцев - создал здесь рукотворное чудо, которое радовало и восхищало многие поколения людей и которому суждено еще долго являть образец красоты и гармонии.

Генералиф. Двор в старом дворце

Генералиф.
Двор в старом дворце

 
С. Ожегов,
доктор архитектуры.

Фото автора
 
"Юный художник". 1995, №  10.
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры
             

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход