|
|
|
|
|
Мотивы
• Мировой опыт ландшафтной архитектуры |
|
|
|
|
|
Альгамбра - жемчужина Андалузии
|
|
Вид Альгамбры с птичьего полета. На первом плане
Альказаба. Далее Альказар, в центре которого здание дворца Карла
V с круглым двором. За холмом Альгамбры - холм Генералифа.
|
|
|
|
Уверен, что каждый из читающих эти строки
знаком с Альгамброй, даже если никогда не слышал о ней. Ведь "Сказку
о золотом петушке" А.С.Пушкин написал именно под впечатлением легенд
Альгамбры. В первых набросках сказки он даже дословно воспроизвел
эпизод, пересказанный знаменитым американским писателем начала XIX
века Вашингтоном Ирвингом в "Легенде об арабском звездочете": "Царь
увидел пред собою столик с шахматной доскою..." Но откуда в сердце
Испании, в романтической Гранаде появилось арабское название "Альгамбра"?
И почему здесь находится одно из лучших произведений художественного
наследия Востока - дворец с неповторимыми по красоте садами?
История Испании была сложной и противоречивой.
Страна лежит на крайнем западе Европы, и вместе с тем ей было суждено
стать местом, где ярко и полно воплотилось органическое слияние культур
Востока и Запада. Конечно, в данном случае понятия "запад" и "восток"
звучат очень условно. Скорее следует говорить о синтезе культур средневековой
христианской Европы и арабского мусульманского североафриканского
мира.
На заре истории Испания побывала под
властью карфагенян, римлян, вестготов; одна за другой перекатывались
над страной волны захватчиков, оставлявших следы своих традиций, какие-то
постройки. Много оставили римляне. Трассы их дорог, мосты, акведуки,
заложенные ими города до сих пор служат людям. Самыми стойкими из
завоевателей оказались арабы, известные в Испании под именем мавров.
К 718 году они захватили почти всю территорию страны, принеся с собой
обычаи, архитектуру, художественную культуру. Около 700 лет продолжался
"мавританский" период истории Испании и шла "реконкиста" - война за
изгнание арабов. Дольше всего они задержались в Андалузии и в ее столице
Гранаде. Многие памятники мавританской архитектуры и искусства прочно
вошли в классический круг художественного наследия Испании. Они органически
сплелись с традициями античности, готики, Ренессанса, барокко, в результате
чего и возникли неповторимые ансамбли Кордовы, Толедо, Севильи и многих
других городов. Совершенно особое место среди них занимает Гранада
и ее могучая крепость Альгамбра.
Древняя Гранада лежит на склонах гор
Сьерра-Невада. Центральное место в ней занимал обрывистый продолговатый
холм с крепостью на вершине, которую мы бы назвали кремлем. Крепость
носила имя "Альгамбра" - красная. Каменные блоки, из которых сложены
стены и башни Альгамбры, действительно имеют розоватый оттенок. Но
есть и другая, более поэтическая версия. По ночам строители работали
при факелах, оставлявших на стенах красные трепещущие отблески. |
|
Альгамбра
состоит из трех частей, называемых по-арабски Альказаба (крепость),
Альказар (дворец) и Медина (город). Первой, в IX веке, а может быть,
и раньше, возникла крепость. Ее главная башня де ла Вела (сторожевая)
стояла на самой верхней точке, на восточной оконечности холма и господствовала
над Альгамброй и над всей старой Гранадой. Как обычно, вскоре у подножия
крепости появились жилые кварталы, а в 1238 году эмиры мавританской
династии Настритов начали строить рядом с крепостью дворец. Лучшие
постройки дворца, составившие славу Гранады и всей Испании, возвели
в XIV веке эмиры Юсуф I и Мохаммед V. Они же завершили стену, окружающую
и сейчас вершину холма Альгамбры. Сердце дворца составили Миртовый
и Львиный дворики с группой примыкающих к ним великолепных залов,
отделанных в неповторимом "мавританском" стиле.
В 1492 году мавры были изгнаны из Гранады,
и Альгамбра перешла в руки католических монархов Испании. Новые владельцы
возвели францисканский монастырь с церковью, казармы, дворцовые постройки.
Самая большая из них - дворец Карла V - монументальное здание с круглым
ренессансным двором. Дворец строили больше 200 лет. Внушительное претенциозное
здание оказалось самым крупным на холме Альгамбры. Но по художественным
качествам оно решительно уступает мавританским постройкам. Сейчас
в нем находится музей. |
|
Миртовый дворик
|
Дворец
Карла V стал самым крупным, но и последним заметным соо ружением Альгамбры.
В XVIII и XIX веках она пришла в страшный упадок. В некогда роскошных
постройках разместились дешевые кабаки, ютились воры и нищие. Большой
ущерб нанесли Альгамбре солдаты Наполеона, квартировавшие в Гранаде
с 1808 по 1812 год. Покои дворца они превратили в конюшни и казармы,
а уходя, взорвали часть башен. В 1870 году Альгамбра получила статус
национального памятника, и с этого времени началось ее возрождение.
Альгамбра постепенно завоевала заслуженную славу одной из ценнейших
жемчужин испанского искусства, привлекающей бесчисленных туристов
со всех концов света. Туристом приехал в Апьгамбру в начале прошлого
века и будущий посол США в Испании Вашингтон Ирвинг, один из лучших
писателей Америки. Ему принадлежит полная поэзии книга "Альгамбра"
(откуда Пушкин и взял свой сюжет). Ирвинг бывал и жил в Альгамбре
во времена ее упадка. Сейчас же Альгамбра превратилась в один из прекраснейших
уголков Европы, и только толпы туристов нарушают ее очарование. |
|
Львиный дворик.
Два льва из двенадцати, окружающих чашу центрального фонтана.
|
|
|
|
|
|
Львиный дворик. Общий вид до последней реставрации.
Кружевная аркада окружает "чор-бак" - четыре сада.
|
|
|
|
Конечно,
в наши дни Альгамбра не та, какой она была во времена мавританского
владычества. Только стены и фундаменты зданий остались в Альказабе.
Давно исчезли жилые кварталы Медины, на их месте разбиты сады. Лишь
дворец, занимающий, кстати, очень небольшую часть территории Альгамбры,
восстановлен в полном блеске своей красоты. С первого взгляда трудно
разобраться в хитросплетении многочисленных помещений мавританского
дворца. Только знание обы чаев Востока позволяет выделить в нем три
части, соединенные друг с другом малозаметными проходами. Каждая из
частей имеет дворик - "патио" - с садом и фонтанами.
Самая маленькая группа помещений при
входе называется "Золотые залы" и предназначена для судебной администрации
и приема публики. Сюда можно попасть из аркады Сада Мачуки, названного
по имени его строителя. Богатая орнаментика стен Золотых залов впечатляла
посетителей, говорила о богатстве и могуществе владыки, но казалась
скромной для тех, кто попадал во вторую часть дворца - группу "Посольских
залов". Она лежит на оси Миртового двора, получившего свое название
от двух рядов стриженых миртовых кустов, вытянутых вдоль бассейна
с двумя питающими его фонтанами в торцах. Пространство аркад на коротких
сторонах двора контрастирует со скупыми плоскостями его продольных
стен. За восточной аркадой находятся два особенно торжественных зала.
Главный, Посольский зал находится в могучей башне с трехметровыми
стенами. Он замыкает перспективу Миртового двора. Зал внутри богато
украшен затейливым орнаментом. Цветные витражи окон в глубоких нишах,
сталактитовый потолок, утонченная мебель, покрытая резьбой, - все
это создавало атмосферу особой торжественности и величия. Этому впечатлению
способствовал и богатый длинный зал, служивший как бы вестибюлем к
Посольскому. За форму потолка этот зал получил название "Барка". |
|
Львиный дворик.
Современный вид из-под аркады, вдоль канальца с фонтанчиками
|
Подлинной
жемчужиной Альгамбры можно назвать третью часть дворца, предназначенную
для частной жизни гранадских эмиров. Здесь находился сераль (или гарем)
и личные покои эмира. Эта часть дворца носила имя Львиных покоев -
по имени Львиного дворика, вокруг которого она формировалась. Собственно,
Львиный дворик и есть то самое "восьмое чудо света", ради которого
в Гранаду стремятся любители прекрасного. По своей структуре дворик
относится к типу мусульманского сада "чор-бак" (четыре сада). Прямоугольный
сад разбит на четыре равные части двумя перекрещивающимися в центре
канальцами. На пересечении стоит фонтан - чаша, поддерживаемая двенадцатью
скульптурами львов. Сам сад обозначен четырьмя апельсиновыми деревьями.
Это современная дань старой испанской традиции апельсиновых садов
во внутренних дворах монастырей и дворцов. Старые же фотографии и
рисунки показывают разные варианты "четырех садов" Львиного дворика.
Сто двадцать четыре изящные колонны поддерживают
резную каменную аркаду, окружающую двор. Активную роль в композиции
играют грубоватые высокие черепичные крыши, как бы подчеркивающие
утонченную элегантность аркады. Со всех четырех сторон к Львиному
дворику примыкают залы и комнаты, соперничающие по красоте с его аркадой.
Каждый квадратный сантиметр стен покрыт тончайшей резьбой по камню,
надписями, орнаментальной мозаикой; с арок и сводов свисают архитектурные
"сталактиты" - форма декора, присущая искусству ислама. Золотистый
цвет камня придает залам особый, "драгоценный" характер. Зал Королей,
зал Двух Сестер, банные залы, комната-фонарик над еще одним внутренним
садиком Линдараха - каждый из интерьеров удивителен и хорош по-своему.
В одной из комнат, откуда открывается вид на старую Гранаду, несколько
месяцев прожил Вашингтон Ирвинг. |
|
Альказар. Зал Двух Сестер.
Фонарик над садом Линдараха
|
Сады
на территории бывшей Медины появились в основном в XIX веке. Они спокойно,
красиво лежат на террасах холма. В них много стриженой зелени, водоемов
и, конечно, цветов. Миновав их, можно по мосту через ущелье перейти
на соседний холм, в летнюю резиденцию эмиров - Генералиф. Уютный и
красивый старый двор с садом и примыкающий к нему дворец выглядят
достойно, но скромно после непреходящей красоты Альгамбры.
Только побывав в этом волшебном уголке
Испании, начинаешь в полной мере осознавать причины его необычно сильного
эстетического воздействия на душу человека. Прежде всего это воздействие
исключительно многогранно. Альгамбра воспринимается всеми пятью органами
чувств: зрением, обонянием, слухом, осязанием и даже вкусом. Зрительное
восприятие пространственной и пластической красоты дополняется благоуханием
цветов, журчанием воды, приятным чувством теплоты камня, прохлады
поливной керамики, легкой рельефности мощения, наконец, даже вкусом
чудесной родниковой воды и фруктов. Ощущение необычности, благословенности
Альгамбры, ее близость эстетическим идеалам и Востока, и Запада сыграли
немаловажную роль в ее судьбе. Воинствующий испанский средневековый
католицизм, разрушивший и исказивший многие памятники мавританского
периода, не тронул Альгамбру...
Конечно, Альгамбра не одинока. Она стоит
в ряду многих памятников культуры ислама. Классические примеры садов
чор-бак есть в Индии, достаточно вспомнить знаменитый Тадж-Махал.
Изысканные дворцы сохранились в Дели и Агре. Ближний и Средний Восток
обладают великолепными образцами религиозных построек. Но Альгамбра
единственна и неповторима. Гений двух народов - арабов и испанцев
- создал здесь рукотворное чудо, которое радовало и восхищало многие
поколения людей и которому суждено еще долго являть образец красоты
и гармонии. |
|
Генералиф.
Двор в старом дворце
|
|
|
|
С. Ожегов,
доктор архитектуры.
Фото автора
|
|
|
|
|
|
"Юный
художник". 1995, № 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|