Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
 
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры

Золото Царицына

Золото Царицына
Летом 1948 года мы проходили обмерную практику. На долю нашей группы достались Фигурные ворота в Царицыне. Моим заданием был фрагмент арки с декоративным обелиском у ее основания. Я работал в паре с бывшим стрелком-радистом легендарного штурмовика ИЛ-2 ("Черная смерть") Владимиром Семеновым (Семенычем), с которым мы подружились в первый год нашей учебы в МАИ (тогда институт назывался именно так, а не МАрхИ, как сейчас). Заданием Семеныча был чертеж фасада ворот. Добросовестности у нас было хоть отбавляй. Быстро закончив кроки своих заданий, мы принялись за расчистку основания арки. Это был нелегкий труд. За полтора столетия существования ворот на их вершине накопился солидный "культурный слой", плотно армированный корнями кустов и небольших деревьев. Труд наш был вознагражден неожиданным и удивительным открытием. Сначала стали попадаться забитые в швы кирпичной кладки арки старинные кованые гвозди. Когда же мы добрались до пяты арки, то обнаружили там... ряд поливной черепицы. Протертая мокрой тряпкой, черепица засияла ярко-желтым, буквально золотым цветом. Форма черепицы была сложной и необычной. Ее специально приспособили для покрытия арки и для придания своду дополнительной пластики. Крепилась черепица теми самыми коваными гвоздями, которые мы находили раньше. Мы тщательно обмерили образцы черепицы и взяли несколько штук, догадываясь о возможной значимости нашего "открытия".
 
Золото Царицына

   Воодушевленные находкой, мы с Семенычем предприняли уже целенаправленные поиски черепицы на других постройках Царицына. Мы ухитрились залезть на все Кавалерские корпуса и на Оперный дом. Сейчас я даже представить себе не могу, как мы это сделали, но факт остается фактом: мы побывали наверху всех этих построек. И поиски наши увенчались успехом.
Остатки "золотых" черепичных крыш оказались на Оперном доме и на 4-м Кавалерском корпусе с вензелем Екатерины II (сейчас его называют Малым дворцом). Черепица там была желобчатой, лопатообразной формы. Руководитель нашей практики В.Д.Стерлигов был, по всей видимости, доволен нашим "открытием". Он посоветовал написать о нем доклад для студенческой научной конференции. Семеныч не имел склонности к науке, и за доклад принялся я. Из всей доступной мне тогда литературы о Царицыне, удалось узнать только то, что В. И. Баженов действительно собирался крыть свои причудливые постройки цветной черепицей и заказывал зеленую и желтую черепицу на близлежащих заводах. Я старательно изложил всю историю находки черепицы, дополнил эту историю собранными мною скудными литературными сведениями, серией фотографий и своими мыслями о В.И.Баженове и Царицыне. Доклад я представил на студенческую научную конференцию. Такие конференции проводились в то время ежегодно, были популярны и привлекали немало участников. Дальше доклад попал на городской смотр студенческих научных работ и удостоился грамоты ВКВШ (Всесоюзного комитета по делам высшей школы). Золото Царицына
На этом можно было бы поставить точку. Открытие историков не заинтересовало, да и немудрено: ведь о нем никто и не знал. Эти заметки в "А.С.Д" являются первой публикацией. Тем не менее, в исторических анналах нашего курса оно нашло отражение. В сатирической поэме "Остров Буян", написанной моим однокурсником Юлием Ранинским в том же, 1948, году появились строки: "Снова Ожегов трудится, ищет в поле черепицу, чтоб открыть, что в старый быт остров кровлей был накрыт". Доклад о царицынской черепице был моей первой научной работой, удачной и получившей признание. За ней последовали другие, научные и творческие, но именно здесь, в Царицыне, я начал свою самостоятельную и многообразную архитектурную карьеру. Недавно, полвека спустя после давней обмерной практики, я, перебирая старые бумаги, наткнулся на царицынские материалы и отдал их в музей МАрхИ. А образцы черепицы давно уже куда-то пропали. С.С.Ожегов, доктор архитектуры.
 
С.С.Ожегов, доктор архитектуры.
Фото и рисунки автора
 
Архитектура, строительство и дизайн. 1999, № 05
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры
             

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход