Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
 
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры

Нескучное

Мамоново. Фрагмент дворца

Высокий берег Москвы-реки над ее излучиной у Воробьевых гор издавна привлекал внимание своей живописностью. Густой лес и рощи покрывали склоны гор. За ними, наверху, открывались просторы полей. Отсюда, с юго-запада, ветра приносили свежий, чистый воздух. Связь человека с природной средой, науку о которой называют сейчас экологией, осуществлялась в этом районе столицы особенно гармонично. На первом геодезическом плане Москвы, составленном в 1739 году под руководством архитектора Ивана Мичурина, Воробьевы горы и будущее Нескучное показаны практически незастроенными. Одной из немаловажных причин появления здесь застройки была не только красота реки, окаймленной лесом, но и тот факт, что земля здесь не подлежала налогообложению. И вот, к середине XVIII века, на берегу Москвы-реки появляются обширные усадьбы московской знати.
Одними из первых построились в нынешнем Нескучном Трубецкие, за ними Голицыны, Демидовы... Усадебные дома размещались на бровке высокого берега реки, при каждом из них существовал обширный парк, ступенями спускавшийся к воде, и парадный двор, примыкавший к Большой Калужской улице. Схема эта была настолько традиционной, что ее использовали и при строительстве первых московских больниц - Голицынской и Градской, стоявших вблизи Коровьего брода, где сейчас находится Крымский мост.

  Особый интерес представляют слившиеся в середине XIX века владения Трубецких и Демидовых и усадьба Мамоновых на Воробьевых горах. Усадьба генерал-прокурора князя Н.Ю.Трубецкого появилась в 1753 году на участке, примыкавшем к Калужской заставе (ныне площадь Гагарина) и простиравшемся до Москвы-реки. Участок состоял из высокого плато и глубокого оврага с прудом на дне. На этом, казалось бы, не слишком удобном для парка месте архитектор Дмитрий Ухтомский построил дворец, названный "Нескучным загородным домом", и разбил регулярный сад. Усадьба была отгорожена от улицы нарядной деревянной оградой со скульптурой и вазами. Въездные ворота украшала деревянная резьба с росписью. За воротами находился регулярный сад, сформированный высокими стрижеными боскетами. От ворот к дому через весь сад шла центральная аллея, засаженная деревьями с подстриженной кроной - основная планировочная ось всей усадьбы. Аллея вела ко вторым воротам - въезду в парадный двор, замыкавшийся главным домом с четырьмя симметрично поставленными флигелями. Дом был двухэтажным, построенным в барочных формах, с фронтоном и скульптурой над кровлей. Первый этаж главного фасада украшала колоннада, второй - балкон. Между домом и рекой находились оранжереи и зеленый лабиринт. Сад делился на три части: регулярную (до оврага), за ней - пейзажную, которая словно переходила в естественный лес, поднимающийся по Воробьевым горам.

Мамоново. Фрагмент дворца

Мамоново.
Фрагмент дворца

Русские мастера середины XVIII века, в том числе и Ухтомский, при устройстве регулярных парков творчески перерабатывали основные принципы знаменитой школы Ленотра. Они обогащали их своими приемами композиций: включали в усадебный ансамбль панораму природы или города, умело располагали его главное ядро в окружающей среде. Ярким примером их высокого мастерства служит усадьба Нескучное. После смерти Н.Ю.Трубецкого в 1767 году Нескучным владели П.Н.Трубецкой, Е.Н.Вяземская, надворный советник В.Н.Зубов, Шаховские, дворцовое ведомство. До 1791 года усадьба оставалась в первозданном виде. В 1791 году дом, флигели, въездные ворота, беседки и другие деревянные сооружения были разобраны. К 1804 году Нескучное уже перестроили, причем его первоначальная планировка была нарушена. Главный дом был развернут в сторону оврага и отодвинут в сторону от основной оси усадьбы. В 1804 году существовал только грот. Он был расположен на мысу, выступающем над глубоким оврагом, заросшем лесом, на дне которого тек ручей, образовавший небольшой пруд.  
Одновременно с Нескучным, недалеко от него, чуть ближе к центру Москвы возникла усадьба Л.А.Демидова, одного из сыновей знаменитого основателя металлургических заводов А.Демидова. Участок, отведенный под усадьбу, имел форму прямоугольника, расположенного перпендикулярно к реке. На центральной оси, недалеко от ворот, размещался дом, прямоугольный в плане, с двумя ризалитами на главном фасаде. Дом был двухэтажным с полуподвалом и двухэтажным залом в верхнем этаже. По периметру владения стояли мелкие жилые и нежилые служебные постройки. План-чертеж усадьбы имеет подпись: "архитектор Василий Яковлев". Его главный фасад с боковыми ризалитами разделялся на две части горизонтальными поясами. Нижний этаж в центре был украшен колоннами и имел полукруглые лестницы-сходы в парк, верхний - открытую веранду, обнесенную чугунной решеткой сложного рисунка. Над кровлей вдоль здания также проходила узорная чугунная решетка. Дом окружала ограда с чугунными решетками, воротами и калитками. Решетки отливали на Уральских заводах Демидовых. Огромный интерес представляет организованный здесь же в 1760 году ботанический сад, который был изучен и описан в 1780 году академиком П.С.Палласом. Составленный им каталог растений насчитывал 2224 вида. При разбивке сада берег Москвы-реки был террасирован. Каждая терраса предназначалась для особого вида растений, зимние и летние оранжереи - для деревьев, ананасов, винограда и пальм. На самой нижней, пятой террасе, более широкой, чем остальные, был устроен пруд, птичник, где редкие "иностранные птицы из роду кур и уток содержатся, а прежде сего и многие другие редкие животные находились из Англии и Голландии выписанные". В этом "знатном" саду производились опыты по выведению новых сортовых растений. Гербарий редких растений Палласа, собранный в саду Демидова, хранился в библиотеке ботанического сада Разумовского в усадьбе Горенки.

Мамоново. Фрагмент ограды террасы паркового фасада дворца

Мамоново.
Фрагмент ограды террасы паркового фасада дворца

     После смерти П.А.Демидова в 1786 году его дом и сад перешли к Е.Н.Вяземской (дочери Н.Ю.Трубецкого, владельца Нескучного). В 1793 году имение купил Ф.Г.Орлов, после смерти которого в 1796 году дом достался его племяннице А.А.Орловой-Чесменской. На плане этого времени обозначены все вновь сооруженные постройки. К ним относятся Летний домик, построенный над Москвой-рекой, павильон с двумя беседками и конный двор. Летний домик в два этажа построен в итальянском стиле, с балконами и фонтанами на коринфских колоннах. За домом - неглубокий полуовальный овраг с красивым прудом, дно которого устлано камнем, а берега окаймлены лесистыми холмами. На берегу пруда находится изящный павильон в классическом стиле. Здесь Александр II устроил себе ванну куда была проведена вода из реки. Эта местность так и называлась - Ванны. Позади летнего домика и по бокам его красовались пирамидальные кедры, темная зелень которых еще больше оттеняла фасад здания. Справа лес закрывал подземный грот, сложенный из больших камней с подгорным проходом. На пруду сохранился искусственный островок. В 1832 году Орлова-Чесменская продала усадьбу Николаю I, который устроил там летний дворец для своей жены Александры Федоровны. Дворец получил название Александрийского.
     Главным архитектором, приспособившим бывший демидовский дом под царский дворец, стал Е. Тюрин. В усадьбе был сделан ремонт. За исключением гауптвахты, новых построек в ней почти не возводилось. В 1834 году территорию усадьбы присоединили к дворцовому саду, объединив поместья Трубецких и Демидовых. Парк стал пейзажным, получив новое планировочное решение. Устройством парка и цветников руководил прибывший из-за границы садовник Пельцель.
     После революции в царском дворце был открыт музей мебели. В 1923 году в парке размещались некоторые павильоны 1-й Всесоюзной выставки. После перевода АН СССР из Ленинграда в Москву во дворце размещается Президиум АН. Почти ничего не осталось от былого величия Нескучного сада. Дворец Трубецких давно исчез с лица земли, трудно даже точно определить его местонахождение. На месте террасного парка Александрийского дворца построен летний театр, выходящий прямо на набережную Москвы-реки своим далеко не привлекательным сценическим корпусом. В полном запустении находятся некогда существовавшие зеленые насаждения парка. Их место заняли свалки, случайное чернолесье, полностью закрывающее очаровательный летний домик и Ванный домик, или "Самоварник", уже не одно десятилетие стоящий в подгнивших лесах.
Мамоново. Фрагмент ограды террасы паркового фасада дворца
  Об усадьбе Мамоновской почти ничего не написано. История этого здания и близлежащих окрестностей вкратце такова.
На берегу Москвы-реки, за мостом железной дороги у Калужской заставы, стоят здания Андреевского монастыря, основанного в середине XVII века. В 1764 году монастырь был упразднен, и в нем разместилась купеческая богадельня, а потом и другие учреждения. За монастырем находилась его слободка, за которой между Воробьевским шоссе и рекой Москвой лежит Мамоновская дача - само здание и прекрасный обширный парк на высоком сорокаметровом берегу Здесь же найдено одно из интереснейших "городищ", относящееся к доисторическому периоду (сер. I тысячелетия до н.э. - 5 в. до н.э.). Оно исследовалось в 1922 и 1940 годах. Открыты следы вала и укреплений из плетня, остатки наземных жилищ, найдены керамика, костяные наконечники гарпунов и стрел, литейные формы и бронзовые украшения. В 1744 году село Васильевское, на месте которого стоит усадьба, было продано князю В.М.Долгорукому Несомненно, что уже при нем в селе был разбит парк и построен большой дом, в котором он в 1763 году принимал Екатерину II. На плане 17б8 года, составленном Горихвостовым, четко просматривается деление усадьбы на три части: парадный двор, открытый перед главным домом, регулярный парк, примыкающий с востока к парадному двору, и сад с хозяйственными постройками, граничащий с парадным двором с запада. Земельные владения к этому времени составляли 20 десятин (около 28 га). Здесь был размещен и театр. Весь дом и проезжая дорога были иллюминированы, в 12часов ночи "зажжен был фейерверк, изображающий на возвышенном многими ступенями и с обеих сторон трофеями украшенном месте стоящую на пьедестале в веселом виде Россию, возносящую вверх щит с именем царицы, со стоящими перед ней двумя статуями, из которых одна представляла преданность и любовь, а другая - усердие и верность. Напоследок производилось пушечные залпы и пущено вдруг великое число ракет". В настоящее время вокруг Мамоновской дачи также существует большой парк, уже без старинных деревьев, однако форма и расположение некоторых аллей осталось таким же, как много лет назад. В период между 1783 и 1821 годами село Васильевское перешло к князю Н.Ю.Юсупову, богатейшему и просвещенному вельможе, который принял здесь в 1820 году Александра I с семьей и свитой. Это был период расцвета усадьбы. Вероятно, он заменил старые покои стоящим до сих пор домом, построенным в конце XVIII - начале XIX веков при участии архитекторов С. Чевакинского, И. Жеребцова и Д. Жилярди. Здесь же разбит обширный парк, состоящий из двух частей: более старой "французской", относящейся еще ко 2-й половине XVIII века, и новой "английской", с большим количеством полян и лужаек, с прудом и островом. "Французский" парк был, очевидно, шпалерным, о чем свидетельствует близкая друг к другу посадка одинаковых деревьев (лип). "Английская", пейзажная часть усадьбы была устроена по всем правилам садово-паркового искусства и имела, наряду с живописными группами деревьев и участками лесных массивов, большие поляны и лужайки свободных очертаний, криволинейные дорожки, плавные линии берега искусственных водоемов. Склон перед домом не был засажен деревьями, и с балкона северного фасада здания открывался вид на Москву-реку и заречные дали. По сохранившимся кулисными посадками лип можно проследить, как создавалось обрамление этого вида. Посадочным материалом, который использовался в "английском" саду, служили липа, клен, дуб, ясень, рябина, береза. В западной части усадьбы было создано оранжерейное хозяйство, где выращивали яблоки, груши, сливы, виноград, апельсины, ананасы. Сохранившиеся старые деревья в возрасте 230-240 лет образуют линии планировки, показывающие регулярную структуру парка на территории, эксплуатируемой ИФХ. В "английской" части парка новое функциональное содержание и постройки продиктовали и новую планировку. В 1827 году опекуны графа М.А.Дмитриева-Мамонова приобрели для него Васильевское, где он жил с 183 3 года до своей смерти в 1863 году, после чего имение перешло к одному из его дальних родственников. В 1883 году усадьбу с торгов покупает Ф.Ф.Ноев, садовод-промышленник, владелец лучших магазинов города Москвы. Оранжерейное хозяйство, заложенное еще Н.Б.Юсуповым, вновь получает свое развитие. В связи с этим в XIX веке Мамоновская дача получила и второе имя - Ноевская.
Мамоново. Фрагмент ограды террасы паркового фасада дворца
  После революции 1917 года Мамоновскую дачу реставрировали, дом и парк привели в порядок, и 1 июня 1924 года здесь был открыт "Этно-парк". Позднее он был преобразован в Музей народов СССР. Музей выехал отсюда незадолго до Великой Отечественной войны, и здание передали Институту Физической химии. Москва славилась своими усадьбами, их библиотеками, собраниями живописи и прикладного искусства и, конечно, садами. Вожди мирового пролетариата с удовольствием пользовались благами этой культуры. Мамоново занял Луначарский, следуя, впрочем, примерам Троцкого, въехавшего в Архангельское, и Ленина, поселившегося в Горках. Вокруг многих знаменитых усадеб воздвигали зеленые заборы, прочно скрывавшие их от посторонних глаз. Практика эта успешно возобновилась и в наши дни. Восемь десятилетий усадьбы разоряли, жгли, выкорчевывали корни старинных лип и национальной культуры. Русские усадьбы были той эстетической средой, которая способствовала гармоничным отношениям человека и природы - неотъемлемой части того, что мы называем сейчас экологией. Нельзя без содрогания смотреть на тот беспредел, который творится над тем немногим, что осталось. За покрашенными фасадами скрываются перекроенные "по-управдомовски" интерьеры. Чугунные решетки бьют или растаскивают. Даже "окультуренная" зелень не имеет ничего общего с былыми композициями. Неужели бесценное наследие наших усадеб исчезнет навеки? Неужели нельзя спасти хотя бы малую долю того, что оставили нам наши предки?

 Центр аллеи. С акварели XVIII в.

Центр аллеи.
С акварели XVIII в.

   

Надежда ЛАЗАРЕВА
Кандидат архитектуры, доцент МАрхИ
Сергей ОЖЕГОВ
Доктор архитектуры, профессор МАрхИ

Фото Сергея ОЖЕГОВА

 

 
Архитектура, строительство и дизайн. 1999, № 03
МотивыМировой опыт ландшафтной архитектуры
             

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход