|
|
|
|
|
Мотивы
• Махендра Сингх Рандхава. Сады через века |
|
|
|
|
|
М. С. Рандхава. "Сады через века"
Деревья древних индусов
|
|
Ива плакучая
(Salix alba tristis)
|
|
|
|
Ни одна культура не знала такого поклонения
деревьям, как культура древнего населения Индии. Священные книги "Веды"
и "Упанишады", которые отражают религиозные взгляды, этические
и духовные критерии народа, кроме всего, прославляют красоту и величие
лесов Индии.
До прихода арийцев в Пенджабе, Синде,
Раджастане городская цивилизация развивалась на основе процветающего
сельского хозяйства. Выращивались пшеница, ячмень, горох и кунжут;
разводились финиковые пальмы. Имеются данные, что в этот период еще
сохраняется культ деревьев. На древних печатях, найденных в Мохенджо-Даро
и Хараппе и относящихся к III тысячелетию до нашей эры, нанесены стилизованные
изображения различных растений и деревьев, напоминающих плакучую иву.
Города древних индусов, хорошо спланированные, были разрушены арийцами,
которые, как и все кочевники, считали, что городские поселения являются
вредными наростами на прекрасном лице матери-земли.
|
|
|
|
Карта расположения древних ирригационных каналов в окрестностях
Раджастана (дохараппская культура).
|
Карта местоположения
Хараппа.
Северная Индия |
|
|
Бороздовой способ обработки земли (сохранился со
времен Хараппского периода)
|
Арийцы11
появились в Индии приблизительно в 1600 г. до н. э. Они мигрировали
из низовьев Каспийского моря, прошли через Иран и Афганистан и вышли
на равнины Пенджаба. Пришельцы представляли культуру бронзового века.
Они содержали большие стада домашнего скота. Их колесницы были запряжены
лошадьми. Арийцы селились на расчищенных участках леса и выращивали
ячмень, пшеницу и бобовые. Они уже знали медь и золото, но не знали
железа. Свои жилища арийцы строили из дерева, стены обмазывали глиной,
крыши покрывали тростником.
Древние арийцы были страстными почитателями
природы. Об этом, в частности, свидетельствуют названия, которые они
давали цветам. В "Ригведе"12
они воспевали силы природы, которые приносят дождь и гром; славили
мощные реки Индии, пенящиеся в водоворотах в период муссонов, ярко-оранжевые
и желтые краски лесов, небосвод с ослепительно ярким солнцем. |
|
11 Арийцы
- выходцы из Европы, кочевые племена.
12 "Ригведа"
- произведение древнеиндийского эпоса.
|
Вторая
волна арийцев двигалась из Пенджаба и заняла Уттар-Прадеш и Бихар
приблизительно в 1000 г. до н. э. К этому времени относится открытие
железа, использование его в сельском хозяйстве, что делало возможным
обработку больших земельных площадей.
IX-VII вв. до н. э. были эпохой яркого
духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства.
Первым образцом классической литературы этого периода считаются "Брахманы"
- книги, которые разъясняли и толковали учение Веды, и особенно подробно
- ритуал жертвоприношения. К "Брахманам" относятся и "Араниаки"
("лесные книги"). Объяснительное приложение к "Араниакам"
- "Упанишады" гласили, что Атма - это душа Вселенной и что
каждый человек является частью Атмы. Авторами "лесных книг"
были риши - певцы, эмоциональные и высокоинтеллектуальные для того
времени люди, которые отвергали материальные блага и жили в лесах,
в тесном общении с природой. Эти люди видели природу глазами поэтов.
Они упивались волшебной красотой рассвета и заката солнца, пышностью
индийских деревьев и цветов, спокойным величием Гималайских гор, водопадами,
реками и сверкающими озерами. Великолепие и тайны окружающего мира
вдохновляли их на создание песен и религиозных мифов. |
|
Мудрец Вальмики,
автор «Рамаяны»
|
Приблизительно
к 500 г. до н. э. относят эпические поэмы арийцев "Рамаяна"
и "Махабхарата". Автором "Рамаяны" считается мудрец
Вальмики. В поэме описываются жизнь и подвиги мифического героя Рамы.
Дашарахти, царь Айодхьи, желая угодить
своей молодой жене, отсылает сына Раму на четырнадцать лет в леса,
в изгнание. Вместе с ним отправляются верная жена Рамы Сита и его
преданный брат Лакшмана. Через некоторое время злой демон Равана,
десятиголовый царь острова Ланка (Цейлон), похищает Ситу. В поэме
рассказывается о войне Рамы в союзе с обезьянами и медведями против
злых демонов, о его победе и освобождении Ситы, на протяжении всех
долгих лет в плену сохранившей верность мужу... В том месте, где река
Кози выходит из гор, есть красивая ашоковая роща. Легенда рассказывает,
что Сита и Рама были очарованы красотой цветущего ашока и поселились
в этой роще. Когда они возвратились в Айодхью, место их поселения
в лесу было названо Ситабани, или "Роща Ситы". Сита никогда
не забывала красоту леса и прелесть купания в реке. Окруженная роскошью
дворца в Айодхье после возвращения из изгнания, она тосковала по джунглям.
|
|
Война Рамы против злых демонов Равана
|
|
|
|
Цветки Ашоки (Saraca asoca) |
|
|
Принцеса Сита в тени ашоки
|
"Махабхарата"
("Великая война потомков Бхараты") написана мудрецом Виаза.
Главной частью "Махабхараты" является сказание о борьбе
за власть между сыновьями двух братьев - Панду и Дхритараштры. Сыновья
Панду в поэме именуются пандавами, сыновья Дхритараштры - кауравами.
Действие происходит в верховьях междуречья Ганга и Джамны.
В "Махабхарате" описаны сады,
окружающие Индрапрастху - столицу пандавов, которая находилась на
месте нынешнего Дели. Сады в любое время года привлекали взор своими
великолепными цветами и плодовыми деревьями. Среди деревьев упомянуты
манго, ашока, садовое дерево, сахарная пальма, панданус, бигнония,
коралловое дерево и олеандр. Сады оглашались криками павлинов и пением
птиц кокила. Стены павильонов сияли, как зеркала; многочисленные беседки
были увиты вьющимися растениями, такими, как бигнония, жасмин и вьюнок.
Вода озер светла и прозрачна; богатые рыбой пруды расцвечены цветами
лотоса и кувшинками; неподвижную их гладь оживляли красные гуси, утки
и лебеди. |
|
Мудрец Виаза,
автор «Махабхараты»
|
|
|
|
|
|
|
Сахарная пальма
(Arenga pinnata) |
Панданус
(Pandanus) |
|
|
Цветы бигнонии
(Bignonia capensis)
|
Послушать пение птички Кокилы:
|
|
|
|
|
|
Каралловое дерево (Падук)
(Pterocarpus soyauxii) |
Цветы олеандра
(Nerium oleander) |
|
|
Птица кокила
(Индийская кукушка)
(Cuculus micropterus)
|
В "Махабхарате" также упоминаются
деревья кадамба, которые растут в лесу Камиак. Можно предположить,
что деревья кадамба, сохранившиеся и сейчас в Матуре и Бхаратпоре,
являются остатками древнего леса.
Поиски фруктов и цветов, которые омолаживают
мужчин и женщин, - сюжет мифов многих народов. В "Махабхарате",
в частности, описывается великолепный лотос, который имел тысячу лепестков,
сиял, как солнце, и обладал восхитительным ароматом. Этот лотос удлинял
жизнь и возвращал молодость и красоту.
Лотос
у народов Индии всегда был символом чистоты. Этот цветок вырастает
из грязи, но никогда не бывает испачкан. Лотос сравнивают с целомудренным
человеком, к которому не пристает никакая скверна. Таким целомудрием
индийская мифология наделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишны,
которая считалась покровительницей плодородия и процветания. Ее называли
"рожденная лотосом", "стоящая на лотосе", "окрашенная
лотосом". В медальоне ступы в Санги богиня Шри изображена стоящей
на лотосе, в окружении его листьев и цветов.
|
|
Цветет дерево кадамба
(Anthocephalus indicas)
|
|
|
|
Бог Индру, сидящий на слонах
в окружении деревьев |
Древо желания
Калпаврикша |
|
|
Бог Вишну
и его супруга Лакшми
|
В эпоху арийцев для строительства домов
и дворцов раджей широко использовалась древесина. Для удовлетворения
огромного спроса на древесину проводились обширные работы по заготовке
леса.
Однако спустя какое-то время расслабляющий
климат Индии несколько поубавил пыл беспокойных арийцев. Созерцательность,
романтические грезы постепенно овладевали их сознанием. Именно это
преломление характерно для их новых представлений о роли и назначении
деревьев. Человеческое воображение родило бога Индру, сидящего вместе
с прекрасной богиней в тени деревьев, с веток которых люди собирают
драгоценные камни, украшения, красивую одежду и другие предметы роскоши.
Одним из самых ранних скульптурных изображений
растительности Индии является произведение, названное "Калпаврикша".
Оно создано в Беснагаре в III в. до н. э. (сейчас находится в музее
Калькутты). Это мифическое древо желания, которое дарит человеку пищу,
питье, одежду, украшения и даже красивых девушек. Судя по всему, дерево
это - баньян. У его подножия видны кувшины, мешки с деньгами, раковина,
из которой сыплются монеты, и цветок лотоса.
Древо желания и стелющиеся растения,
по преданию, удовлетворяли материальные нужды людей, а деревья, растущие
в лесу, обогащали их духовно. Каждый год деревья образуют новые листья
и цветы, которые приносят радость людям. Ежегодно омоложение деревьев
радовало сердца любителей природы, и никакой другой народ не восхищался
деревьями с такой страстью, как индийские арийцы.
|
|
Лакшми, стоящая на лотосе
|
|
|
|
Величественный баньян
(Ficus bengalensis) |
|
|
Плоды баньяна
(Ficus bengalensis)
|
|
|
|
Далее...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|