Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
   
МотивыМахендра Сингх Рандхава. Сады через века

М. С. Рандхава. "Сады через века"

Деревья древних индусов

Ива плакучая (Salix alba tristis)

Ива плакучая
(Salix alba tristis)

Ни одна культура не знала такого поклонения деревьям, как культура древнего населения Индии. Священные книги "Веды" и "Упанишады", которые отражают религиозные взгляды, этические и духовные критерии народа, кроме всего, прославляют красоту и величие лесов Индии.
     До прихода арийцев в Пенджабе, Синде, Раджастане городская цивилизация развивалась на основе процветающего сельского хозяйства. Выращивались пшеница, ячмень, горох и кунжут; разводились финиковые пальмы. Имеются данные, что в этот период еще сохраняется культ деревьев. На древних печатях, найденных в Мохенджо-Даро и Хараппе и относящихся к III тысячелетию до нашей эры, нанесены стилизованные изображения различных растений и деревьев, напоминающих плакучую иву. Города древних индусов, хорошо спланированные, были разрушены арийцами, которые, как и все кочевники, считали, что городские поселения являются вредными наростами на прекрасном лице матери-земли.
 
Карта расположения древних ирригационных каналов в окрестностях
Карта местоположения

Карта расположения древних ирригационных каналов в окрестностях Раджастана (дохараппская культура).

 

Карта местоположения Хараппа.
Северная Индия

Бороздовой способ обработки земли

Бороздовой способ обработки земли (сохранился со времен Хараппского периода)

 
     Арийцы11 появились в Индии приблизительно в 1600 г. до н. э. Они мигрировали из низовьев Каспийского моря, прошли через Иран и Афганистан и вышли на равнины Пенджаба. Пришельцы представляли культуру бронзового века. Они содержали большие стада домашнего скота. Их колесницы были запряжены лошадьми. Арийцы селились на расчищенных участках леса и выращивали ячмень, пшеницу и бобовые. Они уже знали медь и золото, но не знали железа. Свои жилища арийцы строили из дерева, стены обмазывали глиной, крыши покрывали тростником.
     Древние арийцы были страстными почитателями природы. Об этом, в частности, свидетельствуют названия, которые они давали цветам. В "Ригведе"12 они воспевали силы природы, которые приносят дождь и гром; славили мощные реки Индии, пенящиеся в водоворотах в период муссонов, ярко-оранжевые и желтые краски лесов, небосвод с ослепительно ярким солнцем.

 11 Арийцы - выходцы из Европы, кочевые племена.

 12 "Ригведа" - произведение древнеиндийского эпоса.

     Вторая волна арийцев двигалась из Пенджаба и заняла Уттар-Прадеш и Бихар приблизительно в 1000 г. до н. э. К этому времени относится открытие железа, использование его в сельском хозяйстве, что делало возможным обработку больших земельных площадей.
     IX-VII вв. до н. э. были эпохой яркого духовного расцвета индийского народа, его литературы и искусства. Первым образцом классической литературы этого периода считаются "Брахманы" - книги, которые разъясняли и толковали учение Веды, и особенно подробно - ритуал жертвоприношения. К "Брахманам" относятся и "Араниаки" ("лесные книги"). Объяснительное приложение к "Араниакам" - "Упанишады" гласили, что Атма - это душа Вселенной и что каждый человек является частью Атмы. Авторами "лесных книг" были риши - певцы, эмоциональные и высокоинтеллектуальные для того времени люди, которые отвергали материальные блага и жили в лесах, в тесном общении с природой. Эти люди видели природу глазами поэтов. Они упивались волшебной красотой рассвета и заката солнца, пышностью индийских деревьев и цветов, спокойным величием Гималайских гор, водопадами, реками и сверкающими озерами. Великолепие и тайны окружающего мира вдохновляли их на создание песен и религиозных мифов.

Мудрец Вальмики, автор «Рамаяны»

Мудрец Вальмики,
автор «Рамаяны»

     Приблизительно к 500 г. до н. э. относят эпические поэмы арийцев "Рамаяна" и "Махабхарата". Автором "Рамаяны" считается мудрец Вальмики. В поэме описываются жизнь и подвиги мифического героя Рамы.
     Дашарахти, царь Айодхьи, желая угодить своей молодой жене, отсылает сына Раму на четырнадцать лет в леса, в изгнание. Вместе с ним отправляются верная жена Рамы Сита и его преданный брат Лакшмана. Через некоторое время злой демон Равана, десятиголовый царь острова Ланка (Цейлон), похищает Ситу. В поэме рассказывается о войне Рамы в союзе с обезьянами и медведями против злых демонов, о его победе и освобождении Ситы, на протяжении всех долгих лет в плену сохранившей верность мужу... В том месте, где река Кози выходит из гор, есть красивая ашоковая роща. Легенда рассказывает, что Сита и Рама были очарованы красотой цветущего ашока и поселились в этой роще. Когда они возвратились в Айодхью, место их поселения в лесу было названо Ситабани, или "Роща Ситы". Сита никогда не забывала красоту леса и прелесть купания в реке. Окруженная роскошью дворца в Айодхье после возвращения из изгнания, она тосковала по джунглям.
 

Война Рамы против злых демонов Равана

Война Рамы против злых демонов Равана

Принцеса Сита в тени ашоки
Цветки Ашоки (Saraca asoca)

Принцеса Сита в тени ашоки

     "Махабхарата" ("Великая война потомков Бхараты") написана мудрецом Виаза. Главной частью "Махабхараты" является сказание о борьбе за власть между сыновьями двух братьев - Панду и Дхритараштры. Сыновья Панду в поэме именуются пандавами, сыновья Дхритараштры - кауравами. Действие происходит в верховьях междуречья Ганга и Джамны.
     В "Махабхарате" описаны сады, окружающие Индрапрастху - столицу пандавов, которая находилась на месте нынешнего Дели. Сады в любое время года привлекали взор своими великолепными цветами и плодовыми деревьями. Среди деревьев упомянуты манго, ашока, садовое дерево, сахарная пальма, панданус, бигнония, коралловое дерево и олеандр. Сады оглашались криками павлинов и пением птиц кокила. Стены павильонов сияли, как зеркала; многочисленные беседки были увиты вьющимися растениями, такими, как бигнония, жасмин и вьюнок. Вода озер светла и прозрачна; богатые рыбой пруды расцвечены цветами лотоса и кувшинками; неподвижную их гладь оживляли красные гуси, утки и лебеди.

Мудрец Виаза, автор «Махабхараты»

Мудрец Виаза,
автор «Махабхараты»

   
Сахарная пальма (Arenga pinnata)   Панданус (Pandanus) Цветы бигнонии (Bignonia capensis)
Сахарная пальма
(Arenga pinnata)
Панданус
(Pandanus)

Цветы бигнонии
(Bignonia capensis)

Послушать пение птички Кокилы:
 
Каралловое дерево (Падук) (Pterocarpus soyauxii) Цветы олеандра  (Nerium oleander)
Птица кокила (Индийская кукушка)
Каралловое дерево (Падук)
(Pterocarpus soyauxii)
Цветы олеандра
(Nerium oleander)

Птица кокила
(Индийская кукушка)
(Cuculus micropterus)

 
     В "Махабхарате" также упоминаются деревья кадамба, которые растут в лесу Камиак. Можно предположить, что деревья кадамба, сохранившиеся и сейчас в Матуре и Бхаратпоре, являются остатками древнего леса.
     Поиски фруктов и цветов, которые омолаживают мужчин и женщин, - сюжет мифов многих народов. В "Махабхарате", в частности, описывается великолепный лотос, который имел тысячу лепестков, сиял, как солнце, и обладал восхитительным ароматом. Этот лотос удлинял жизнь и возвращал молодость и красоту.
     Лотос у народов Индии всегда был символом чистоты. Этот цветок вырастает из грязи, но никогда не бывает испачкан. Лотос сравнивают с целомудренным человеком, к которому не пристает никакая скверна. Таким целомудрием индийская мифология наделила богиню Шри, или Лакшми, супругу Вишны, которая считалась покровительницей плодородия и процветания. Ее называли "рожденная лотосом", "стоящая на лотосе", "окрашенная лотосом". В медальоне ступы в Санги богиня Шри изображена стоящей на лотосе, в окружении его листьев и цветов.
 

 
Цветет дерево кадамба (Anthocephalus indicas)

Цветет дерево кадамба
(Anthocephalus indicas)

Бог Индру, сидящий на слонах в окружении деревьев Древо желания Калпаврикша

Бог Вишну и его супруга Лакшми
Бог Индру, сидящий на слонах
в окружении деревьев
Древо желания
Калпаврикша

Бог Вишну
и его супруга Лакшми

 
     В эпоху арийцев для строительства домов и дворцов раджей широко использовалась древесина. Для удовлетворения огромного спроса на древесину проводились обширные работы по заготовке леса.
     Однако спустя какое-то время расслабляющий климат Индии несколько поубавил пыл беспокойных арийцев. Созерцательность, романтические грезы постепенно овладевали их сознанием. Именно это преломление характерно для их новых представлений о роли и назначении деревьев. Человеческое воображение родило бога Индру, сидящего вместе с прекрасной богиней в тени деревьев, с веток которых люди собирают драгоценные камни, украшения, красивую одежду и другие предметы роскоши.
     Одним из самых ранних скульптурных изображений растительности Индии является произведение, названное "Калпаврикша". Оно создано в Беснагаре в III в. до н. э. (сейчас находится в музее Калькутты). Это мифическое древо желания, которое дарит человеку пищу, питье, одежду, украшения и даже красивых девушек. Судя по всему, дерево это - баньян. У его подножия видны кувшины, мешки с деньгами, раковина, из которой сыплются монеты, и цветок лотоса.
     Древо желания и стелющиеся растения, по преданию, удовлетворяли материальные нужды людей, а деревья, растущие в лесу, обогащали их духовно. Каждый год деревья образуют новые листья и цветы, которые приносят радость людям. Ежегодно омоложение деревьев радовало сердца любителей природы, и никакой другой народ не восхищался деревьями с такой страстью, как индийские арийцы.
 
 
Лакшми, стоящая на лотосе

Лакшми, стоящая на лотосе

Величественный баньян (Ficus bengalensis) Плоды баньяна (Ficus bengalensis)
Величественный баньян
(Ficus bengalensis)

Плоды баньяна
(Ficus bengalensis)

Далее...
 
МотивыМахендра Сингх Рандхава. Сады через века
 

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход