|
|
|
|
|
Мотивы
• Махендра Сингх Рандхава. Сады через века |
|
|
|
|
|
М. С. Рандхава. "Сады через века"
Сады Древнего Египта
|
|
Цветок лотоса
|
|
|
|
Коренные сельскохозяйственные преобразования
пришли из Месопотамии в Египет примерно в 4600 г. до н. э.
Египет в эпоху, предшествовавшую древнему
царству, представлял собой страну с высокоразвитой цивилизацией. История
сохранила нам множество подробностей, свидетельствующих о тогдашнем
уровне его культуры. |
|
Вдоль
берега Фаюмского озера в V тысячелетии до нашей эры находились поселения.
Уровень воды в озере был на 180 футов выше, чем в настоящее время.
Жители выращивали пшеницу двузернянку, ячмень, лен, из которого ткали
полотно; содержали домашних животных: овец, коз и свиней. Они пользовались
серпами с кремневыми наконечниками и каменными топорами.
Важнейшей составной частью цивилизации
Египта являются его искусство и особенно архитектура и скульптура.
Их отличают великолепие, величавость, монументальность. Арка, свод,
колонна стали вкладом Египта в архитектуру мира. Уилл Дурант в своей
книге "История цивилизации" отмечает, что в истории скульптуры
нет ничего более прекрасного, чем диоритовая статуя фараона Хефрена,
брата знаменитого Хеопса, которая находится сейчас в Каирском музее.
Статуя дошла до нас почти неповрежденной; высеченная из труднообрабатываемого
камня, она живо свидетельствует о своеобразии творческого почерка
ее создателя. На троне видна эмблема соединенных царств Северного
и Южного Египта - папирус и цветок лотоса.
Судя по данным археологии, в Древнем
Египте было широко распространено садоводство. Фрукты, семена и части
растений обнаружены в местах погребений. Многие растения изображены
на надгробных памятниках. Рисунки свидетельствуют, что у египтян существовали
сады двух видов: светские и сады при храмах.
Известен сад при храме Амона-Ра в Карнаке,
который существовал еще со времен правления Тутмоса III, примерно
с 1500 г. до н. э. Этот расположенный террасами сад - лишнее подтверждение
проникновения метода ландшафтной планировки из Месопотамии в Египет. |
|
Уилл Дурант
(1885-1981)
Фараон Хефрен,основатель второй по величине пирамиды
в Гизе. Диорит,
|
|
|
|
|
|
|
Храм Амона-Ра в Карнаке.
Акварели Дэвида Робертса (1796-1864) |
|
|
|
Священными
деревьями в Египте считались сикамор античный, можжевельник, тамариск
и нильская акация. Сикамор античный связывали с именем Нут, богини
неба. На некоторых памятниках изображены крестьяне, складывающие к
подножию сикамора жертвоприношения: фрукты, овощи, воду в кувшинах.
Умирающий и воскресающий Осирис был
в представлении древних богом плодородия и царем загробного мира.
В Дендорахе деревом Осириса считалось хвойное. Гроб с его телом изображался
как бы внутри дерева. Шишку сосны, часто фигурирующую на памятниках,
трактуют как жертвоприношение Осирису. Манускрипт, хранящийся сейчас
в Лувре, повествует о том, что кедр возник по воле бога плодородия.
Сикамор и тамариск также считались деревьями
Осириса: в посвящениях говорится, что бог плодородия отдыхал под этими
деревьями. А его мать, богиня неба Нут, часто изображалась на фоне
сикамора. В погребении в Диосполис Парва изображен тамариск, поникший
над саркофагом Осириса. Некоторые из скульптур в огромном храме в
Фивах изображают тамариск и двух человек, льющих на него воду. Древние
ваятели, очевидно, хотели сказать этим, что Осирис был почитателем
деревьев. Предание гласит, что Осирис запрещал повреждать фруктовые
деревья и перекрывать источники воды, которые так важны для орошения
жарких южных земель.
Имеются данные, подтверждающие, что
каждый храм имел свое священное дерево и свои священные рощи. Сохранились
записи, из которых явствует, что редкие растения привозились из завоеванных
стран как ценная добыча; корни растений аккуратно упаковывались в
ящики с землей, а потом "трофеи" высаживались вокруг храмов
и дворцов. |
|
Сикамор
(Plantanus occidentalis)
Тамариск
(Tamarix ramosissima)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В
египетской символике и украшениях изображение лотоса встречается повсюду.
Миф повествует, что из цветка лотоса родился Гор - восходящее солнце;
лотос был символом воскресения. На алтаре жертвоприношения всегда
лежали цветки лотоса. |
|
Богиня неба Нут
и бог плодородия Осирис
|
Дворцы
и дома богатых вельмож и жрецов обычно располагались среди садов или
участков, засаженных деревьями и окруженных стенами.
Изображения в усыпальнице Нембамунов
(около Фив) дают ясное представление о светском саде. Здесь растут
кувшинки, васильки и маки; отчетливо видна аллея из финиковых пальм,
чередующихся с сикаморами.
Выращивали египтяне и инжир. Одна из
картин запечатлела обезьян, собирающих инжир. Это позволяет предположить,
что египтяне, как и малайцы, обучали обезьян собирать фрукты с деревьев.
На некоторых картинах изображены перголы
- беседки, увитые виноградом. Во времена восемнадцатой династии египтяне
выращивали черный, пурпурный, красный, белый и бледно-зеленый виноград,
культивировали гранат, росший дико в Гималаях, Афганистане, Персии
и Палестине. У древних египтян были очень популярны арбузы, цикорий
и лук. Крокусы, мак, кувшинки, шафран, лилия белая выращивались в
основном как лекарственные растения, а иногда и просто для красоты. |
|
Стена египетского сада. Луксор
|
|
|
|
|
|
План сада вокруг дворца фараона Неферхотепа.Фреска
на стене гробницы. Долина Царей. Египет
|
Изображение
пергол, увитых виноградом в гробнице фараона Сеннефера, 18-я
династия. Долина Царей. |
Реконструкция
сада
богатого чиновника
в эпоху фараонов.
Египет |
|
|
|
Как
обеспечивалось водоснабжение? Египтяне создали систему каналов. Огромные
сады фараонов и знати орошались каналами, по которым шла вода из Нила.
Маленькие сады снабжались водой из колодцев, аналогичных тем, которые
используются в Индии: уравновешенная перекладина, действующая как
рычаг для поднятия воды. |
|
|
|
Схема устройства индийского колодца
|
|
|
|
|
|
|
Дворец
фараона Рамсеса III
в Мединет-Хабу
|
|
|
Рамсес III
|
|
|
|
Крупный
вклад в дело интродукции растений и садоводства внес Рамсес III (1198-1166
гг. до н. э.)9. Во времена его правления
стали практиковать посадку небольших деревьев и кустарников в крупные
декоративные глиняные вазы. Позднее эта практика была заимствована
Римом и садоводами итальянского Ренессанса.
В период правления Рамсеса III было
создано 514 садов. Главным их назначением было обеспечение храмов
маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим
сады играли не менее важную декоративную роль. |
|
9 Здесь и, как правило,
далее указан период правления.
|
|
|
|
Далее...
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|