Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
 
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры

Глиняные сказки древних времен

Женщина с кувшином

Женщина с кувшином

 

 

Женщина с попугаем

Женщина с попугаем

На первый взгляд эти яркие фигурки напоминают знаменитую дымковскую игрушку. Только изображают они не привычных лошадок, петухов и барынь, а слонов, тигров, людей в необычных для нас одеждах. И сделаны не на русском Севере, а в тропическом Индокитае - древней стране Мьянма (до 1989 года эта страна называлась Бирмой), в удивительном городе Пагане. Восемьсот лет тому назад Паган был столицей огромного царства, превосходившего по размерам современные ему страны Европы. От этого времени осталось более двух тысяч величественных храмов, стоящих на берегу большой реки Иравади, которые хранят необычную культуру и прекрасные образцы средневековой настенной живописи. Паган сохранил традиции древнего искусства не только в своих памятниках. До сих пор город остался крупнейшим центром народных ремесел Мьянмы. Больше всего он славится уникальными лаковыми изделиями с цветной гравировкой. Среди других видов искусства заметное место занимает мелкая глиняная пластика. Рядом с самым знаменитым зданием Пагана - храмом Ананды - в небольшой мастерской под навесом из пальмовых листьев мастера ловко лепят из серой глины маленькие фигурки. Некоторые детали делают из обрезков плотной бумаги и тонких палочек расщепленного бамбука. Потом фигурки сушат на солнце, покрывают белой известью и раскрашивают растворенными в воде красками - желтой, красной, черной, ярко-зеленой и иногда синей. Фигурки становятся яркими и праздничными.
    Возникновение этого вида народного творчества теряется в глубине веков. Оно связано с древними мьянманскими верованиями, а именно с поклонением духам-натам, которые, по представлениям мьянманцев, населяли мир и олицетворяли различные силы природы или предметы. Изображения натов в отдаленные времена лепили из необожженной глины, затем покрывали мелом и раскрашивали. Позже таким же способом стали выполнять целые сцены из буддийских легенд или народных преданий.
     Эти скульптуры, наивные и очаровательные в своей безыскусственности и простоте, донесли до нас самые глубинные, определяющие признаки, которые легли в основу формирования стиля классического мьянманского искусства. Их пластика отличается лаконичностью и сглаженностью объемов, известной геометризованностью форм. Каждая скульптура имеет на подставке хорошо читаемую надпись, которая объясняет сюжет композиции или сообщает имя изображаемого персонажа. И этот текст органично сочетается с конструктивной образностью скульптуры, находящей выражение в особом значении движения или жеста действующих лиц, пристальном внимании к деталям произведения - одежде, атрибутам, которые характеризуют персонажей. Во многих скульптурах сохраняется момент подчеркнутого предстояния перед зрителем, свойственный для ритуального искусства вообще. Некоторые фигурки даны на фоне плоского, условно изображенного дерева. Но даже там, где такого фона нет, он как бы подразумевается, так как группа мыслится как рельеф. В обобщенной пластике, акцентированном значении деталей, несущих основную смысловую нагрузку, в идентичности формальной трактовки лиц можно увидеть те же стилевые признаки, которые были характерны для классической скульптуры Мьянмы.

Мади и тигр

Мади и тигр

Весантара жертвует слона

Весантара жертвует слона

     Сюжеты миниатюр очень разнообразны. Значительное место среди них занимают эпизоды из джатак. Джатаки, широко известные в Индии и Индокитае, - нравоучительные притчи о добродетельных поступках бодисатв - людей, которым в одной из будущих жизней предстоит стать буддой. Очень популярна джатака о принце Весантаре, раздавшем не только все свое имущество, но даже детей и любимую жену. Эту джатаку так и называют - "джатака о благотворительности". Две фигурки изображают сюжеты из истории о Весантаре. Первый эпизод показывает, как он жертвует своего белого слона, символ королевской власти. Во втором тигр преграждает дорогу жене Весантары - Мади, которая спешит домой в то время, когда Весантара отдает бродячему монаху своих детей.
     Джатаку Сама называют "джатакой о преданном сыне". Ее герой принц Сама самоотверженно заботится о слепых родителях. В одном случае он едет за водой на ручном олене, которого затем убил для забавы охотник - король Пилияка. В другом - раскаявшийся Пилияка просит прощения у родителей Самы, отец которого носит характерную шапку отшельника.

Эпизоды из джатаки о Саме

Эпизоды из джатаки о Саме

     На фантастическом священном гусе Хинта восседает богиня Туязади: она покровительствует учению и поэтому держит в руках стопку книг. Туязади популярна среди мьянманских школьников и студентов. Ее маленькие фигурки они носят как талисманы, "на счастье", особенно во время сдачи экзаменов. Головной убор Туязади и ниспадающая одежда украшены подобием крыльев или языков пламени: это признак ее божественного происхождения. Похожие одежды можно увидеть и на фигурке, изображающей главу всех натов Тиджамина.
 
Туязади - покровительница учения Тиджамин -глава натов
     
Туязади -
покровительница учения
Тиджамин -
глава натов

Король Чанзитта

Король Чанзитта
и воин

     Мастерам паганской глиняной игрушки не чужды и светские сюжеты. Очень популярно у покупателей изображение короля Чанзитты верхом на белом коне. Молва утверждает, что этот король взошел в 1084 году на паганский престол по волеизъявлению народа.
     Фигурки мужчин и женщин с домашними животными, сосудами и другими предметами в руках свидетельствуют о хорошей наблюдательности и умении скромных народных умельцев из далекой тропической страны.
 
Н. Ожегова,
кандидат искусствоведения
 
"Юный художник". 1990, № 7
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры
             

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход