|
|
|
|
|
Мотивы
• Мировой опыт ландшафтной архитектуры |
|
|
|
|
|
Абу Симбел |
|
Вид на храмы с птичьего полета после их передвижки.
Светлыми пятнами выделяются новые "скалы", насыпанные над храмами.
"Море Насера" - водохранилище Асуанской плотины - еще не поднялось
до своего нормального уровня, и храмы стоят еще довольно далеко
от воды
|
|
|
|
Слово "Египет" в первую очередь вызывает
в памяти пирамиды. Тут же мы вспоминаем Нил, папирус, крокодилов...
Действительно, по-прежнему величаво стоят пирамиды, течет мимо них
мутный Нил, в лавочках Каира торгуют картинками, нарисованными на
самом настоящем папирусе. Вот только крокодилов можно встретить разве
что на ферме, где их разводят.
Самое главное в Египте - Нил, Великая
река Африки. Нил несет воду, жизнь в сердце раскаленных пустынь -
Нубийской, Ливийской, Аравийской. Но всей мощи огромной реки хватает
только на узкую полоску земли шириной в десяток километров, протянувшуюся
на сотни километров вдоль ее русла. Всего 4% площади Египта занимает
долина Нила. А живет в ней 97% всех египтян.
Долина Нила - это цветущий сад. Тщательно
возделанные поля перемежаются с рощами финиковых пальм, сочной зеленью
садов. Журчат каналы, несущие нильскую воду во все уголки долины.
И рядом, сразу, без перехода, жгучие пески и скалы пустынь. Когда
летишь вдоль Нила, яркая зеленая полоса его долины выделяется, как
аппликация с причудливым контуром, положенная на поле желтых песков.
Прохлада долины противостоит смертоносному жару пустыни. Этот контраст
наложил отпечаток на всю жизнь Египта и его культуру. Постоянное,
зримое соседство жизни и смерти нашло проявление в выразительных памятниках
Древнего Египта, в жизненной философии египтян.
Существование человека на Земле, в райском
климате нильской долины, было временным и преходящим. Прожив отпущенный
богами срок, человек переселялся в царство мертвых. Оно было тут же,
рядом, достаточно было пересечь границу долины и обрести вечное существование
в иссушающей и сохраняющей бренные человеческие останки жаре пустыни.
Города мертвых век за веком, тысячелетие
за тысячелетием росли в пустынях, рядом с границами долины. Величие
и богатство гробниц прямо зависели от того места, которое покойный
занимал в земной жизни. Фараоны строили себе гигантские пирамиды.
Сановники - пирамиды-мастаба, поменьше. Люди попроще - скромные могилы.
Рядом с гробницами вырастали заупокойные храмы, посвященные усопшим
фараонам. Около пяти тысяч лет тому назад, в эпоху так называемого
Древнего царства, началось строительство пирамид. Самые большие из
них, служившие гробницами фараонам IV династии Хеопсу, Хефрену и Микерину,
встали недалеко от древнего Мемфиса. Столица современного Египта -
Каир - приблизилась сейчас почти вплотную к ним.
Тысячу с лишним лет спустя, в эпоху
Среднего, а потом и Нового царства еще один огромный город мертвых
вырос в долине Дейр-эль-Бахри близ древних Фив и современного города
Лук-сора. Долину окружали величественные отвесные скалы, образовавшие
своеобразный амфитеатр, открытый к долине Нила. Десятки пещерных и
полуподземных гробниц и заупокойных храмов составили еще один ансамбль
в царстве мертвых у границ Нильской долины. Фараоны многочисленных
династий стремились превзойти друг друга в богатстве и изысканности
своих погребальных сооружений.
В период Нового царства безусловное
господство гробниц и заупокойных храмов начало сменяться строительством
монументальных храмовых комплексов, посвященных богам. В XVI-XII веках
до н. э. строили знаменитые храмы Луксора и Карнака на территории
древних Фив, многие другие храмы вдоль всей долины Нила. И строили
их в самой долине, в зоне жизни, в противовес храмам, посвященным
мертвым. Самыми крупными и почитаемыми были храмы бога Солнца Амона.
В Новом царстве его называли Амон-Ра и считали творцом, создавшим
все существующее на Земле. Храмы Амона-Ра часто сопровождались храмами
Мут - жены Амона. богини Неба и храмами Хонсу - его сына, бога Луны.
Прославленным строителем этой эпохи
был последний "Великий" фараон Египта Рамзес II (XII век до н. э.).
Так, он завершил начатый его отцом Сети I гигантский гипостильный
зал храма Амона в Карнаке. Гипо стильными называли на Востоке залы,
потолок которых поддерживался многочисленными колоннами. В Карнаке
их было 136, центральные ряды имели высоту семиэтажного дома (20,4 м),
а площадь зала занимала больше половины гектара. Огромным был и Рамессей
в Фивах, заупокойный храм фараона. |
|
|
|
|
|
|
Интерьер гипостильного зала Большого храма. Позади
пилонов видны барельефы, изображающие битвы Рамзеса II |
|
|
|
Однако
подлинную славу и бессмертие принесли Рамзесу храмы в Абу Симбеле,
построенные в Нубии, недалеко от вторых нильских порогов. Храмы действительно
необычны. Рамзес вырубил их в скалах над самой поверхностью Нила.
Издалека видны над гладью воды циклопические скульптуры, формирующие
их фасады. Храмов два. Большой посвящен на первый взгляд нескольким
божествам: богу Амону-Ра, богу Птаху, покровителю города Мемфиса и
ремесел, богу Гору, воплощенному в облике сокола, и самому Рамзесу.
Но египетская мифология сложна и неоднозначна. Так, Птах и Гор и даже
сам Рамзес могли отождествляться с Амоном. Амон же был аналогичен
Ра, и Большой храм имел полное основание называться храмом Амона.
Тем не менее в святилище были поставлены изображения всех четырех
божеств: самого Амона-Ра, Гора с туловищем человека и головой сокола.
Птаха и Рамзеса в облике людей. Скульптуры размещались в самой глубине
55-метровой анфилады подземных зал. |
|
|
|
|
|
|
|
Реконструкция.
Большой храм в процессе строительства. Первоначально статуи и весь
фасад храма были раскрашены. Яркие цвета фигур фараона контрастно
выделяли их на желто-сером фоне прибрежных скал. О громадности статуй
можно судить по крохотным фигуркам строителей на лесах |
|
|
|
Две
пары колоссальных статуй Рамзеса фланкируют вход в большой храм. Все
статуи одинаковы: фараон изображен сидящим в церемониальных одеждах
с положенными на колени руками. Высота статуй 20 м. Если бы поставить
статую около обычной пятиэтажки, ее голова возвышалась бы над крышей.
Между ступнями огромных статуй фараона стоят небольшие, в человеческий
рост скульптуры его жены Нефертари. Они подчеркивают величие изображений
Рамзеса. А над входом в храм, в нише высечен горельеф сокологолового
воплощения бога Солнца Гора-Амона.
Композиция фасада статична, проста и
в то же время совершенно необычна своей формой и грандиозностью. Абу
Симбел единственный в мире пещерный храм, чей фасад сформирован четырьмя
огромными сидящими изваяниями. Они не только самые большие в Египте,
но вообще принадлежат к числу крупнейших и древнейших в мире каменных
монолитных изваяний. Мир знает только единицы таких гигантских композиций,
вырубленных в толще скал. И, пожалуй, только скульптуры Будды в Афганистане,
в Бамианской долине, высотой 53,5 м и 37 м могут сравниться с изваяниями
Рамзеса. Но вырублены они двадцатью веками позже, и храмов за ними
нет.
Знаменитые же скальные храмы Аджанты
и Эллоры, находящиеся в самом сердце Индии и относящиеся к первым
векам нашей эры, многочисленны, но не так велики, как Большой храм
Абу Симбела.
Войдя в дверь у ног Рамзесов, посетитель
попадает в величественный гипостильный зал. Четыре пары мощных столбов
поддерживают его потолок. К столбам прислонены десятиметровые стоящие
статуи Рамзеса. Он изваян в виде Осириса, бога производительных сил
природы и царя загробного мира. Потолок покрыт росписями, изображающими
небо. В центре его помещены парящие коршуны богини царской власти
Нехбет, по сторонам от них звезды. Все в храме подчинено задаче возвеличивания
и прославления Рамзеса. Стены гипостильного зала и следующего за ним
четырехстолпного, меньшего зала покрыты рельефами, славящими победы
фараона. Хорошо сохранились сцены церемониального убийства пленных
нубийцев и ливийцев, представление пленных хеттов и нубийцев богам.
Основное место занимают сцены сражений. Особенно выразительно показана
битва Рамзеса с ливийским царем. Сквозь десятки веков дошли до нас
имена фиванских скульпторов, авторов рельефов: Пиаи, Панифер, Хеви.
Третий зал, лежащий поперек анфилады, предназначался для священной
ладьи. Анфилада завершается небольшим святилищем с четырьмя статуями
главных божеств. Первые лучи утреннего солнца проникали в этот зал
на 55-метровую глубину и освещали статую Рамзеса и сидящих рядом с
ним богов. Солнце, которому посвящен храм, достигало своих изображений
глубоко в толще скалы. |
|
|
|
|
|
|
|
Малый храм. Фасад.
Он скромнее и проще, чем Большой храм, и как бы подчеркивает его
величие и грандиозность |
|
|
|
Малый
храм находится в сотне метров к северу от большого.
Он посвящен жене Рамзеса Нефертари и
богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы.
Фасад храма формируют шесть статуй, стоящих в нишах, по три статуи
с каждой стороны входа. Центральная фигура в каждой тройке - Нефертари,
ее фланкируют статуи Рамзеса. Скульптуры Малого храма вдвое меньше
изваяний Большого храма. Сам храм тоже невелик, в его небольшом гипостильном
зале опоры сделаны в виде столбов с капителями, изображающими женскую
голову с коровьими рогами. В глубине храма находится небольшое святилище
со статуей богини-коровы Хатор. |
|
|
|
|
|
|
|
Большой храм после передвижки на новое место.
Он воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и
упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала
и раньше
|
|
|
|
Тридцать
три столетия стояли на берегу Нила величавые статуи, бесстрастно взирая
на мутную воду реки, несущую жизнь всему Египту. И вот в 1950-х годах
над ними нависла угроза исчезновения. Новая высотная Асуанская плотина
должна была поднять уровень воды в Ниле на 62 метра и навсегда затопить
знаменитые храмы. Но храмы Абу Симбела были художественным достоянием
всего человечества, и их необходимо было спасти. Специально созданная
при ЮНЕСКО комиссия объявила конкурс на проект спасения храмов. Выбор
в конечном итоге оказался небольшим: построить вокруг храмов защитную
дамбу или перенести их на другое, похожее место. В первом случае храмы
оказались бы в глубокой, хотя и обширной яме, перестав доминировать
над просторами Нильской долины и потеряв тем самым основу своего эстетического
воздействия на людей. Поэтому решили перенести храмы на новое место.
Были проделаны беспрецедентные по объему и строительному мастерству
работы. Они включали возведение временной дамбы вокруг храмов, укрепление
сводов стальными каркасами, засыпку фасадов толстым слоем песка, чтобы
облегчить распиловку храмов на отдельные блоки.
Храмы тщательно и аккуратно распилили
на тысячу с лишним блоков весом 20-30 тонн каждый. 1700 рабочих в
течение нескольких лет были заняты на работах. Распиленные на куски
храмы предельно осторожно перевезли на новое место и там вновь собрали.
Храмы переместились на 200 м в сторону и вверх по скалистому берегу
Нила. Они встали на несколько метров выше нового уровня воды, в природном
окружении, как две капли воды похожем на прежнее. Только очень внимательный
взгляд может заметить следы "путешествия" древних статуй и храмов.
Они по-прежнему величаво возвышаются над водами Нила, и по-прежнему
первые лучи восходящего солнца освещают статуи Рамзеса и сидящих рядом
с ним богов в самой глубине Большого храма. |
|
Передвижка Большого храма. Монтаж головы одной
из статуй на новом месте. При переносе храмов пещеры не вырубали
заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным
железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы,
в которых некогда были вырублены храмы |
|
|
|
С. Ожегов,
доктор архитектуры |
|
|
|
|
|
"Юный
художник". 1994, № 10. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|