Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
 
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры

Абу Симбел

"Море Насера"

Вид на храмы с птичьего полета после их передвижки. Светлыми пятнами выделяются новые "скалы", насыпанные над храмами. "Море Насера" - водохранилище Асуанской плотины - еще не поднялось до своего нормального уровня, и храмы стоят еще довольно далеко от воды

 

Слово "Египет" в первую очередь вызывает в памяти пирамиды. Тут же мы вспоминаем Нил, папирус, крокодилов... Действительно, по-прежнему величаво стоят пирамиды, течет мимо них мутный Нил, в лавочках Каира торгуют картинками, нарисованными на самом настоящем папирусе. Вот только крокодилов можно встретить разве что на ферме, где их разводят.
     Самое главное в Египте - Нил, Великая река Африки. Нил несет воду, жизнь в сердце раскаленных пустынь - Нубийской, Ливийской, Аравийской. Но всей мощи огромной реки хватает только на узкую полоску земли шириной в десяток километров, протянувшуюся на сотни километров вдоль ее русла. Всего 4% площади Египта занимает долина Нила. А живет в ней 97% всех египтян.
     Долина Нила - это цветущий сад. Тщательно возделанные поля перемежаются с рощами финиковых пальм, сочной зеленью садов. Журчат каналы, несущие нильскую воду во все уголки долины. И рядом, сразу, без перехода, жгучие пески и скалы пустынь. Когда летишь вдоль Нила, яркая зеленая полоса его долины выделяется, как аппликация с причудливым контуром, положенная на поле желтых песков. Прохлада долины противостоит смертоносному жару пустыни. Этот контраст наложил отпечаток на всю жизнь Египта и его культуру. Постоянное, зримое соседство жизни и смерти нашло проявление в выразительных памятниках Древнего Египта, в жизненной философии египтян.
     Существование человека на Земле, в райском климате нильской долины, было временным и преходящим. Прожив отпущенный богами срок, человек переселялся в царство мертвых. Оно было тут же, рядом, достаточно было пересечь границу долины и обрести вечное существование в иссушающей и сохраняющей бренные человеческие останки жаре пустыни.
     Города мертвых век за веком, тысячелетие за тысячелетием росли в пустынях, рядом с границами долины. Величие и богатство гробниц прямо зависели от того места, которое покойный занимал в земной жизни. Фараоны строили себе гигантские пирамиды. Сановники - пирамиды-мастаба, поменьше. Люди попроще - скромные могилы. Рядом с гробницами вырастали заупокойные храмы, посвященные усопшим фараонам. Около пяти тысяч лет тому назад, в эпоху так называемого Древнего царства, началось строительство пирамид. Самые большие из них, служившие гробницами фараонам IV династии Хеопсу, Хефрену и Микерину, встали недалеко от древнего Мемфиса. Столица современного Египта - Каир - приблизилась сейчас почти вплотную к ним.
     Тысячу с лишним лет спустя, в эпоху Среднего, а потом и Нового царства еще один огромный город мертвых вырос в долине Дейр-эль-Бахри близ древних Фив и современного города Лук-сора. Долину окружали величественные отвесные скалы, образовавшие своеобразный амфитеатр, открытый к долине Нила. Десятки пещерных и полуподземных гробниц и заупокойных храмов составили еще один ансамбль в царстве мертвых у границ Нильской долины. Фараоны многочисленных династий стремились превзойти друг друга в богатстве и изысканности своих погребальных сооружений.
     В период Нового царства безусловное господство гробниц и заупокойных храмов начало сменяться строительством монументальных храмовых комплексов, посвященных богам. В XVI-XII веках до н. э. строили знаменитые храмы Луксора и Карнака на территории древних Фив, многие другие храмы вдоль всей долины Нила. И строили их в самой долине, в зоне жизни, в противовес храмам, посвященным мертвым. Самыми крупными и почитаемыми были храмы бога Солнца Амона. В Новом царстве его называли Амон-Ра и считали творцом, создавшим все существующее на Земле. Храмы Амона-Ра часто сопровождались храмами Мут - жены Амона. богини Неба и храмами Хонсу - его сына, бога Луны.
     Прославленным строителем этой эпохи был последний "Великий" фараон Египта Рамзес II (XII век до н. э.). Так, он завершил начатый его отцом Сети I гигантский гипостильный зал храма Амона в Карнаке. Гипо стильными называли на Востоке залы, потолок которых поддерживался многочисленными колоннами. В Карнаке их было 136, центральные ряды имели высоту семиэтажного дома (20,4 м), а площадь зала занимала больше половины гектара. Огромным был и Рамессей в Фивах, заупокойный храм фараона.
 
Интерьер гипостильного зала Большого храма.

Интерьер гипостильного зала Большого храма. Позади пилонов видны барельефы, изображающие битвы Рамзеса II

 
     Однако подлинную славу и бессмертие принесли Рамзесу храмы в Абу Симбеле, построенные в Нубии, недалеко от вторых нильских порогов. Храмы действительно необычны. Рамзес вырубил их в скалах над самой поверхностью Нила. Издалека видны над гладью воды циклопические скульптуры, формирующие их фасады. Храмов два. Большой посвящен на первый взгляд нескольким божествам: богу Амону-Ра, богу Птаху, покровителю города Мемфиса и ремесел, богу Гору, воплощенному в облике сокола, и самому Рамзесу. Но египетская мифология сложна и неоднозначна. Так, Птах и Гор и даже сам Рамзес могли отождествляться с Амоном. Амон же был аналогичен Ра, и Большой храм имел полное основание называться храмом Амона. Тем не менее в святилище были поставлены изображения всех четырех божеств: самого Амона-Ра, Гора с туловищем человека и головой сокола. Птаха и Рамзеса в облике людей. Скульптуры размещались в самой глубине 55-метровой анфилады подземных зал.
 
Реконструкция. Большой храм в процессе строительства.

Реконструкция.
Большой храм в процессе строительства. Первоначально статуи и весь  фасад храма были раскрашены. Яркие цвета фигур фараона контрастно выделяли их на желто-сером фоне прибрежных скал. О громадности статуй можно судить по крохотным фигуркам строителей на лесах

 
     Две пары колоссальных статуй Рамзеса фланкируют вход в большой храм. Все статуи одинаковы: фараон изображен сидящим в церемониальных одеждах с положенными на колени руками. Высота статуй 20 м. Если бы поставить статую около обычной пятиэтажки, ее голова возвышалась бы над крышей. Между ступнями огромных статуй фараона стоят небольшие, в человеческий рост скульптуры его жены Нефертари. Они подчеркивают величие изображений Рамзеса. А над входом в храм, в нише высечен горельеф сокологолового воплощения бога Солнца Гора-Амона.
     Композиция фасада статична, проста и в то же время совершенно необычна своей формой и грандиозностью. Абу Симбел единственный в мире пещерный храм, чей фасад сформирован четырьмя огромными сидящими изваяниями. Они не только самые большие в Египте, но вообще принадлежат к числу крупнейших и древнейших в мире каменных монолитных изваяний. Мир знает только единицы таких гигантских композиций, вырубленных в толще скал. И, пожалуй, только скульптуры Будды в Афганистане, в Бамианской долине, высотой 53,5 м и 37 м могут сравниться с изваяниями Рамзеса. Но вырублены они двадцатью веками позже, и храмов за ними нет.
     Знаменитые же скальные храмы Аджанты и Эллоры, находящиеся в самом сердце Индии и относящиеся к первым векам нашей эры, многочисленны, но не так велики, как Большой храм Абу Симбела.
     Войдя в дверь у ног Рамзесов, посетитель попадает в величественный гипостильный зал. Четыре пары мощных столбов поддерживают его потолок. К столбам прислонены десятиметровые стоящие статуи Рамзеса. Он изваян в виде Осириса, бога производительных сил природы и царя загробного мира. Потолок покрыт росписями, изображающими небо. В центре его помещены парящие коршуны богини царской власти Нехбет, по сторонам от них звезды. Все в храме подчинено задаче возвеличивания и прославления Рамзеса. Стены гипостильного зала и следующего за ним четырехстолпного, меньшего зала покрыты рельефами, славящими победы фараона. Хорошо сохранились сцены церемониального убийства пленных нубийцев и ливийцев, представление пленных хеттов и нубийцев богам. Основное место занимают сцены сражений. Особенно выразительно показана битва Рамзеса с ливийским царем. Сквозь десятки веков дошли до нас имена фиванских скульпторов, авторов рельефов: Пиаи, Панифер, Хеви. Третий зал, лежащий поперек анфилады, предназначался для священной ладьи. Анфилада завершается небольшим святилищем с четырьмя статуями главных божеств. Первые лучи утреннего солнца проникали в этот зал на 55-метровую глубину и освещали статую Рамзеса и сидящих рядом с ним богов. Солнце, которому посвящен храм, достигало своих изображений глубоко в толще скалы.
 
Малый храм. Фасад.

Малый храм. Фасад.
Он скромнее и проще, чем Большой храм, и как бы подчеркивает его величие и грандиозность

 
     Малый храм находится в сотне метров к северу от большого.
     Он посвящен жене Рамзеса Нефертари и богине Неба Хатор, которая изображалась в виде женщины с головой коровы. Фасад храма формируют шесть статуй, стоящих в нишах, по три статуи с каждой стороны входа. Центральная фигура в каждой тройке - Нефертари, ее фланкируют статуи Рамзеса. Скульптуры Малого храма вдвое меньше изваяний Большого храма. Сам храм тоже невелик, в его небольшом гипостильном зале опоры сделаны в виде столбов с капителями, изображающими женскую голову с коровьими рогами. В глубине храма находится небольшое святилище со статуей богини-коровы Хатор.
 
Большой храм после передвижки на новое место.

Большой храм после передвижки на новое место.
Он воспроизведен с точностью до малейших деталей. Отколовшаяся и упавшая когда-то голова одной из статуй лежит там же, где она лежала и раньше

 
Тридцать три столетия стояли на берегу Нила величавые статуи, бесстрастно взирая на мутную воду реки, несущую жизнь всему Египту. И вот в 1950-х годах над ними нависла угроза исчезновения. Новая высотная Асуанская плотина должна была поднять уровень воды в Ниле на 62 метра и навсегда затопить знаменитые храмы. Но храмы Абу Симбела были художественным достоянием всего человечества, и их необходимо было спасти. Специально созданная при ЮНЕСКО комиссия объявила конкурс на проект спасения храмов. Выбор в конечном итоге оказался небольшим: построить вокруг храмов защитную дамбу или перенести их на другое, похожее место. В первом случае храмы оказались бы в глубокой, хотя и обширной яме, перестав доминировать над просторами Нильской долины и потеряв тем самым основу своего эстетического воздействия на людей. Поэтому решили перенести храмы на новое место. Были проделаны беспрецедентные по объему и строительному мастерству работы. Они включали возведение временной дамбы вокруг храмов, укрепление сводов стальными каркасами, засыпку фасадов толстым слоем песка, чтобы облегчить распиловку храмов на отдельные блоки.
     Храмы тщательно и аккуратно распилили на тысячу с лишним блоков весом 20-30 тонн каждый. 1700 рабочих в течение нескольких лет были заняты на работах. Распиленные на куски храмы предельно осторожно перевезли на новое место и там вновь собрали. Храмы переместились на 200 м в сторону и вверх по скалистому берегу Нила. Они встали на несколько метров выше нового уровня воды, в природном окружении, как две капли воды похожем на прежнее. Только очень внимательный взгляд может заметить следы "путешествия" древних статуй и храмов. Они по-прежнему величаво возвышаются над водами Нила, и по-прежнему первые лучи восходящего солнца освещают статуи Рамзеса и сидящих рядом с ним богов в самой глубине Большого храма.

Передвижка Большого храма.

Передвижка Большого храма. Монтаж головы одной из статуй на новом месте. При переносе храмов пещеры не вырубали заново. Их стены были перенесены на новое место, накрыты прочным железобетонным сводом и засыпаны сверху камнем, имитирующим скалы, в которых некогда были вырублены храмы

 
С. Ожегов,
доктор архитектуры
 
"Юный художник". 1994, № 10.
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры
             

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход