Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
 
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры

"Самый прекрасный уголок моей страны"

Шенонсо.

Шенонсо.
Вид с птичьего полета.
На первом плане сад Дианы Пуатье, за ним на островке центральная мощеная площадь, на заднем плане сад Екатерины Медичи. Слева замок с мостом над рекой Шер. Ансамбль окружает темная стена леса.

Так назвал Шенонсо французский король Франсуа I, посетив в 1521 году этот удивительно живописный замок, центр обширной усадьбы в сердце Франции, на берегах притока Луары реки Шер.
     Долина самой большой реки Франции Луары всегда имела немалое значение в жизни страны. По ней проходили важные торговые пути, здесь стояли старинные города Орлеан, Тур, Нант, центры торговли и ремесла. Она не раз была местом жестоких сражений - в средние века между феодалами, в XV веке - с англичанами, оккупировавшими Северную Францию (вспомните "Орлеанскую деву", Жанну д'Арк), в XVI веке между гугенотами и католиками, в XX веке с фашистскими захватчиками. Долина была и областью активной политической жизни. Одно время в Орлеане находилась столица Франции.
     Долина Луары занимает совершенно особое место во Франции. Считают, что здесь говорят на самом лучшем французском языке. Называют долину "садом Франции", областью самой рафинированной национальной культуры. Любопытно, что в замке Кло-Люсе близ Амбуаза скончался в 1519 году Леонардо да Винчи.
     У историков долина Луары считается колыбелью феодализма. Чуть ли не с самого начала нашей эры здесь начали появляться укрепленные феодальные поселения. Вначале это были группы домов, окруженные бревенчатым частоколом с деревянной наблюдательной башней в центре. В средние века место деревянных башен заняли каменные "донжоны" или "кипы". Они становились главными сооружениями каменных крепостей (или замков), во множестве выраставших по всей Европе в XI - XIII веках. Французские крепости принадлежали к числу лучших. Но уже в XIV - XV веках, вместе с наступлением эпохи Возрождения, строительство мощных крепостей пошло на убыль. Их место занимали красивые замки, в которых былые укрепления стали играть чисто декоративную роль.
     Особенно ярко строительство замков в долине царственной Луары расцвело начиная с XVI века. Богатая французская аристократия, включая королей, строила здесь свои загородные резиденции, стараясь превзойти друг друга в роскоши и элегантности. Эти замки принадлежат так называемому "французскому Возрождению", и их объединяет единая стилевая характеристика. Однако каждая из построек индивидуальна и неповторима по своей композиции. Разнообразию замков нет предела, однако в каждом из них есть что-то, что заставляет вспомнить об их средневековых предшественниках. Замки всегда отлично вписаны в окружающий пейзаж, многие из них имеют прекрасные сады, послужившие основой для развития знаменитых барочных садов Франции, прежде всего для садов великого Ленотра - Во ле-Виконта и Версаля.
 
Шенонсо.

Вид на замок из сада Дианы Пуатье. Слева замок, справа донжон.
В основе композиции сада лежит прямоугольник с дорожками, пересекающими его по диагоналям и по осям симметрии. Плоскости партера покрыты замысловатым растительным узором.

 
     Среди многочисленных замков Луары особое место занимает Шенонсо. Он отличается от всех других тем, что это - замок-мост, перекинутый через живописную реку Шер и окруженный лесом. У Шенонсо богатая история. С незапамятных времен здесь был центр феодального поместья. Известно, что в 1243 году владельцем этого поместья с водяной мельницей и донжоном стал некий Марке. Его семья владела Шенонсо почти триста лет, до 1512 года, когда поместье купил сборщик королевских налогов Томас Бойе, который отстроил приобретенное владение совершенно заново, в духе веяний Возрождения. Остался лишь донжон, получивший новые, богато декорированные окна, выходившие на мощенную камнем парадную площадь.
    На фундаментах мельницы, прямо над руслом реки, Бойе построил изящный двухэтажный замок, с готической капеллой и богато отделанными интерьерами. От парадной площади замок отделял ров. В 1521 году в замке побывал король Франсуа I. Замок ему понравился, и он произнес ту фразу, которой начинается эта статья. Шенонсо запомнился Франсуа, и он, сославшись на какие-то подлинные или мнимые финансовые махинации своего сборщика налогов, отобрал у него поместье, сделав его одной из своих охотничьих резиденций.

Сад Дианы Пуатье. Вид из замка.

Сад Дианы Пуатье.
Вид из замка.
Сад приподнят над уровнем земли и окружен стеной для защиты от разливов реки

    Дальнейшая судьба Шенонсо связана с именами двух женщин. В 1547 году новый король Анри II подарил Шенонсо своей возлюбленной, Диане Пуатье, прекрасной охотнице, женщине умной и предприимчивой. Диана была по-настоящему увлечена устройством Шенонсо. Замок соединили каменным мостом с противоположным берегом реки. Там разбили сад с фонтанами. Другой большой, в два гектара, прямоугольный сад устроили рядом с замком. Власть Дианы кончилась со смертью короля. В 1559 году он был убит на рыцарском турнире. Его вдова Екатерина Медичи отобрала у Дианы все королевские подарки, в первую очередь Шенонсо, и переселила соперницу в более скромный замок Шомон.
     Правление Екатерины было самым блестящим временем в истории Шенонсо. Она разбила еще один сад у подножия донжона, в 1570 году по ее приказу архитектор Ф.Делорм построил над мостом двухэтажную галерею. В галерее были устроены обеденные и приемные залы. Екатерина вложила в Шенонсо много энергии и изобретательности. В поместье были построены шелкоткацкая мастерская, птичник и менажерия (зверинец) для экзотических птиц и животных. Любительница красоты и развлечений, Екатерина так преобразила Шенонсо, что его стали называть "земным раем". Она окружила себя пышной свитой, в которой выделялся "летучий эскадрон" очаровательных фрейлин. Когда приезжали гости, во рвах, окружающих замок, появлялись почти настоящие русалки, приветствовавшие их. Жизнь в замке шла в атмосфере пышных праздников, развлечений, веселья и, конечно, придворных интриг. По характеру придворной жизни Шенонсо был прямым предшественником Версаля.

Вид на донжон из сада Екатерины Медичи.

Вид на донжон из сада Екатерины Медичи.
Над донжоном две башенки. Левая - над винтовой лестницей, правая - дымовая труба

     Формирование и жизнь Шенонсо в течение многих лет проходили под эгидой женщин, поэтому нередко замок на зывали еще и "женским". Следующая после Екатерины королева Луиза придала Шенонсо совершенно новый облик. После смерти мужа, Анри III, Луиза безвыездно жила в замке, соблюдая глубокий траур, он продлился в Шенонсо 20 лет. Сады, где раньше царили смех и веселье, наполнились тишиной и грустью. Русалок сменили тихие монахини.
    В начале XVI века, в годы царствования Анри IV (помните песенку "Жил-был Анри Четвертый, он славный был король"), придворная жизнь окончательно переместилась в Париж и Версаль, и Шенонсо был обречен тихо угасать. Но это не был конец славной истории жемчужины Луары. В 1733 году замок купили богатые землевладельцы Дюпэны. Мадам Дюпэн (опять женщина!) была дамой светской и образованной, и Шенонсо становится своеобразным центром интеллектуальной жизни. Здесь проводят время такие крупные представители французской элиты, как Монтескье, Вольтер, Жан Жак Руссо, который был даже секретарем мадам Дюпэн.

Вид на замок и мост из сада Екатерины Медичи

Вид на замок и мост из сада Екатерины Медичи

     Время и люди пощадили Шенонсо. В течение двух последних веков его владельцы, как могли, сохраняли замок и сады, даже вели реставрационные работы. Революции     и войны прокатились мимо, не нанеся ущерба уникальному наследию Империи. Только Вторая мировая война затронула Шенонсо. В нем был устроен госпиталь, а граница между оккупированной фашистами и формально свободной частями Франции проходила как раз по мосту через Шер. Тем не менее, замок не тронули, и он по-прежнему стоит над рекой в окружении прекрасных садов.
      Я приехал в Шенонсо в солнечный летний день. Автостоянка разместилась у границы поместья, обозначенной нешироким каналом. Аллея из могучих платанов вела отсюда к замку и садам. В конце аллеи открылась обширная площадь, окруженная стеной леса. В глубине ее стояло небольшое здание замка с донжоном на первом плане. Ни садов, ни реки не было видно. Это не удивительно. В архитектурных ансамблях все основные части обычно воспринимаются последовательно, в процессе их обхода. Таков и Шенонсо. Целиком, в полной своей красе, его можно увидеть лишь "с птичьего полета". Только сверху он виден во всех деталях, и только сверху видно, что главные сооружения ансамбля образуют своеобразный крест. В самом центре его находится обнесенная рвом площадь, вымощенная камнем по рисунку Андреевского креста.
     Со стороны платановой аллеи - единственного пути, ведущего к замку, - к площади примыкает трапециевидный зеленый партер. Он является первым концом креста. Дальше путь идет прямо, пересекая зеленый партер и центральную площадь и заканчиваясь замком с галереей-мостом. Замок с мостом образуют второй конец креста. Идя к замку вдоль центральной дороги, посетитель видит слева от центральной площади сад Дианы Пуатье, а справа сад Екатерины Медичи. Сады стали третьим и четвертым концами креста. Мощный донжон разместился на центральной площади. Вместе с площадью он стал как бы статическим центром ансамбля, вокруг которого развивается вся композиция Шенонсо.
     Элементы этой композиции разнообразны, но все вместе образуют исключительную эстетическую целостность. На центральной площади безраздельно господствует камень. Площадь лежит на острове, соединяясь с замком и садами только двумя висячими мостами. С трех остальных сторон она окружена партерными садами. Изумрудная зелень первого из них контрастирует с изысканным рисунком и скупой цветовой гармонией садов Дианы и Екатерины. Композиция завершается зданием замка. Любопытно, что необычность его открывается не сразу. Только подойдя вплотную, можно увидеть, что замок стоит поперек реки и напоминает средневековые мосты, застроенные домами. Такие мосты еще сохранились кое-где в старинных городах Центральной Европы. Но там они зажаты со всех сторон плотной городской застройкой, здесь же мост стоит на привольно текущей реке, окруженный садами и лесом.
     Лес в Шенонсо играет особую роль. Он сплошной стеной ограничивает открытое пространство садов, создавая ощущение некоторой замкнутости и интимности ансамбля. Только широко открытые "ворота" русла реки дают отчетливую связь с окружающим миром. Этот мир показывает себя во всей красоте сквозь окна галереи, повисшей над водами Шера. Интерьер галереи прост: белые стены, черные и белые квадраты пола, темное дерево потолка. Полную противоположность являют немногочисленные, изящно и богато отделанные комнаты замка. Из их окон открывается прекрасный вид на сады. Они лежат у подножия замка, как парадные ковры, приглашая спуститься к ним и радоваться свежести струящейся рядом реки, запаху цветов, пению птиц в окружающем лесу.
 
С. Ожегов,
доктор архитектуры.

Фото автора
 
"Юный художник". 2000, № 8.
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры
             

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход