Ландшафтно-художественная мастерская Пейзаж - ландшафтный дизайн
English  EN Москва, Троицк, Изумрудный
ул. 2-я Изумрудная,
дом 6, офис 8.
Проектирование и
ландшафтный
дизайн
 
 
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры

Одна из многих

О Кунцевской усадьбе и не только...

Усадебный дом. Вид с парадного двора.

Усадебный дом.
Вид с парадного двора.

Есть милая страна, есть угол на земле,
Куда, где б ни были: средь буйственного стана,
В садах Армидиных, на быстром корабле,
Браздящем весело равнины океана,
Всегда уносимся мы думою своей;
Где чужды низменных страстей,
Житейским подвигам предел мы назначаем,
Где мир надеемся забыть когда-нибудь
И вежды старые сомкнуть
Последним, вечным сном желаем.

Е.Баратынский

 
Вынесенные в эпиграф стихотворные строки Е. Баратынский посвятил своей подмосковной усадьбе Мураново. А ведь действительно, русская усадьба - это целая страна, материк, феномен нашей истории и культуры. И хотя история усадьбы в России насчитывает шесть веков, она, к сожалению, мало изучена. Возникнув как жилой и хозяйственный комплекс вотчинника, она постепенно превращалась в культурный центр, где синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская и крестьянская, города и провинции, России и Запада. Особенность формирования русской усадьбы - в ее многопрофильности: она представляла собой социально-административный, хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр, была неразрывно связана с окружающим ее крестьянским миром.
  Знаменитой усадьбу делала не столько роскошь убранства и родовитость хозяина (хотя и это играло свою роль), сколько ее история - события, обстоятельства, люди, благодаря которым усадьба входила в жизнь своего поколения как нечто неординарное, интересное, полезное, доброе, красивое. Мир усадьбы - это судьбы людей, семей, нередко - нескольких поколений. Понять характер усадьбы - значит узнать, каков ее хозяин. Усадьба оставалась навею жизнь любимым местом досуга и творческого труда, "приютом спокойствия, труда и вдохновенья". Почти в каждой усадьбе все девять муз находили своих поклонников - и профессионалов, и любителей. Огромный простор для творчества давало обустройство дома, разбивка садов и парков, создание художественных, научных коллекций, фамильных архивов и библиотек.
Русские старинные усадьбы, создававшиеся по большей части состоятельными, культурными и избалованными людьми, вольно или невольно выявили тип архитектуры, убранства и быта, больше всего соответствующий русской природе и пейзажу. Это наиболее достижимый идеал культурной жизни в России, вполне художественный и в то же время ясный, простой, ненадоедливый, недорогой, приспособленный к местным условиям. Это не парадные дворцы для приемов, не мызы для ведения хозяйства, не дома для администрации, а уединенные прибежища для проживания в кругу семьи и каждодневных трудов. Особенно интенсивно культура русской усадьбы начала развиваться со второй половины XVII века. Стремление жить в своих имениях стимулировал закон, освободивший дворян от обязательной службы, а также европеизация двора, быстро распространяющаяся западная культура и формирование крупных состояний у вельмож и фаворитов. Тысячи дворян в екатерининскую эпоху обустраивали свои поместья, подражая столичным образцам. Многим удавалось привлечь крупнейших зодчих к возведению усадебных ансамблей (а это были ансамбли в полном смысле слова - все их части подчинялись единому художественному замыслу). Еще больше усадеб строили доморощенные крепостные мастера, часто не уступавшие в профессионализме маститым архитекторам.

Церковь. Восточный фасад.

Церковь.
Восточный фасад.

  Судя по описанию А. Болотова, для XVII века характерно размещение усадьбы по обе стороны проезжей дороги, соединявшей ее со всей округой: с одной стороны дом с садом, с другой - службы. В XVIII веке замечается стремление уединиться в глуши, как можно дальше от людей и дорог. Западные идеи, проникнутые духом индивидуализма, сильнейшим образом отразились на формировании русских усадеб. Они создавались для поколения людей, "подверженных изящной меланхолии, скептических и небрежно разочарованных", которым было свойственны эпикурейство, утонченность чувств и культ своих удовольствий. Кунцевская усадьба, о которой пойдет речь далее, расположена на западном обрывистом берегу Москвы-реки, покрытом густым лесом, дубняками и липовыми рощами. Название "Кунцево" происходит от старинного слова "кунка", что значит "милая". Изначально, вплоть до 1630 года, Кунцево было родовой вотчиной князей Мстиславских, затем переходило к Милославским, Нарышкиным, и опять к Милославским, а потом снова к Нарышкиным, в промежутках ненадолго попадая в дворцовые и даже в патриаршие владения. В 1689 году ряд сел и деревень по соседству с Кунцево были пожалованы Л. К. Нарышкину. В 1690-м он меняет какие-то другие свои земли на Кунцево и становится полновластным хозяином имения. Нарышкины владели Кунцевской усадьбой вплоть до 1865 года, когда она была продана известному меценату, купцу К.Т.Солдатенкову. Тогда же отдаленную ее часть - Городище (так называют земляные сооружения преимущественно на береговых выступах в виде мыса или острога, чаще всего при слиянии двух рек) - приобретает некий Солодовников.

Пруд на откосе к Москве-реке.

Пруд на откосе
к Москве-реке.

  О том, какой была усадьба, когда она перешла к Льву Кирилловичу Нарышкину, можно судить по описи, сохранившейся в церковных книгах 1689 года: "В сельце Кунцове на реках Москва и Хвилка двор вотчинников, на дворе строения: две горницы на глухих подклетах, меж ими сени, на сенях и по горницам чердаки (терема) покрыты тесом; позади хором бани, кругом двора заборы, ворота створчатые; на дворе же три сарая, поварня, подле поварни погреб да ледник, на них напогребницы покрыты тесом; на дворе же у ворот изба на глухом подклете с сенями, на сенях городок; на дворе ж пять житниц, четыре покрыты тесом, да двор скотный, на нем три избы людских, конюшня, два сарая, крытые тесом. Да в том же сельце Кунцове три сада позади двора, пруд на речке, на Хвилке, да позади сенных покосов, которые по берегу Москвы-реки поросли кустарем, на горе роща сосновая". В 1704 году в селе жили только 12 человек дворовых. Л.К. Нарышкин построил на речке Хвилке новую деревню Мазилово, куда перевел крестьян из трех других деревень. Тогда же на месте одной из опустевших деревень - Инской - он посадил липовую рощу. В 1744 году сын Льва Кирилловича Александр начал строить здесь каменную церковь во имя Знамения Богородицы. При нем же боярские постройки обрели современные очертания. Был заложен большой дом, разбиты сады и аллеи, сооружены оранжереи.
     Следующие владельцы жили в Петербурге и Кунцево посещали редко. Зато здесь не раз (1800,1803,1805 годы) живал Карамзин, как говорил он сам - "по праву любителя красоты природы". Вот отрывок из его письма: "Пишу, сидя на высоком берегу Москвы-реки под тенью густых лип и взглядывая на обширную равнину, которую вдали ограничивают рощи и пригорки". Кстати, в 1805 году в усадьбе некоторое время жил и Жуковский.
     Не раз посещали Кунцевскую усадьбу и коронованные особы. В 1763 году во время приезда в Москву на коронацию в ней останавливалась Екатерина II. В 1818 Кунцево почтил своим вниманием прусский король Фридрих Вильгельм III. Здесь он встречался с дочерью - Великой княгиней Александрой Федоровной. "Русский вестник" писал тогда: "Недели за три перед тем Кунцево начало выходить из долголетних развалин и преобразилось в прекрасный сельский дом". Владелец, Алексей Львович Нарышкин, в память этого события поставил в саду обелиск из белого камня с бронзовым вензелем Александра I и памятной надписью. В 1861 году усадьбу посетил Александр II с супругой. В память об этом визите на небольшой площадке перед портиком был установлен каменный стол с надписью: "Мая 26 1861 года в 8 часов пополудни Их Императорские Величества Государь Император Александр Николаевич и Государыня Императрица Мария Александровна осчастливили Кунцово посещением, изволили на этом месте кушать чай". По мнению современников, барская потребность Нарышкиных выражалась в постройке дома, быть может, не роскошного и даже не особенно добротного, зато излишне большого даже для постоянного летнего проживания. В описании 1873 года говорится: "Кунцовский дом построен на обширном каменном основании, которое служит парапетом, а по своим размерам весьма архитектурно и красиво. Верх его украшает бельведер, откуда вид на 16 верст. Время его постройки точно не известно, но вся складь напоминает хорошую архитектурную школу второй половины XVIII века".

Церковь. Деталь южного фасада

Церковь.
Деталь южного фасада

     Дом был поставлен по центральной оси участка с парадным двором, фланкированным служебными корпусами, с одной стороны, и с регулярным садом, с другой. Композиция строилась строго симметрично по отношению к главной оси центрального здания усадьбы. Перед домом, со стороны въезда, посреди куртины стояла голубая мраморная колонна с вензелем Екатерины II. Надписи на пьедестале сообщали о том, что мраморный столб привезен из Сибири в Санкт-Петербург в 1764 году, поставлен Екатериной II Обер-Шталмейстеру Л.А.Нарышкину в 1769 году, а в Кунцево установлен в 1841-м. Главным своим фасадом дом обращен к заречью, господствуя над высокой береговой кручей. Берег спадал к реке ровным зеленым скатом. На плане 1804 года по сторонам этого ската показаны деревянные лестницы, ведущие к деревянному же помосту у самого берега реки. Позднее там была поставлена мраморная скульптурная группа "Похищение Прозерпины". На верху склона, в центре каменного подиума дома, был устроен небольшой портик в античном вкусе. С двух сторон его фланкировали статуи Юпитера и Юноны (итальянские копии с античных образцов). В саду около дома также были мраморные, по большей части комические скульптуры. В 40-х годах прошлого века в саду стояла железная статуя русской работы, датированная 1732 годом и изображавшая обнаженную женщину с поднятой рукой. В конце прошлого века сохранялась и старинная беседка в виде гриба, устроенная из основания старого дуба с дуплом, покрытого соломенной кровлей. Со стороны реки в дупле стояла каменная баба, каких привозили из степной полосы России. Потом ее установили в саду возле дома. При последнем владельце недалеко от дома, на круче, был устроен небольшой грот - каменное сооружение в виде избушки над источником. По склонам был пущен зигзаг из стриженого кустарника.
Напротив дома, в начале подъездной аллеи, находится церковь Знамения Богородицы. В описании 1873 года говорится: "Построенная в плане крестообразно, о пяти главах, расположенных одна посередине, над пирамидою свода, а остальные по сторонам, на отделах или выступах церковного креста, причем над западным выступом возведена небольшая колокольня. Храм вообще не показывает своим зодчеством особой красоты, главным образом потому, что в верхнем, кровельном его отделе существует какая-то неоконченность: недостает здесь по сводам здания той старорусской архитектурной одежды, которую видим в московских храмах XVI-XVII веков. ...В самом храме ни по древности, ни по искусству, ни по истории памяти особо примечательного ничего не находится. Иконы писаны живописным посредственным письмом в первой половине XVIII столетия".

Церковь. Окно.

Церковь. Окно.

     Особо чтимые святыни храма - два напрестольных креста, святые мощи, которые находятся в небольшой иконе Успения Богоматери, а также в серебряном медальоне, серебряной коробочке в виде книжечки и в резных деревянных складнях. Подле церкви в ограде было небольшое кладбище. В 1877 году по велению жены последнего владельца усадьбы Солдатенкова церковь была перестроена в византийском стиле, какой она и сохранилась до наших дней.
     В церковном архиве сберегаются фотографии многих садовых сооружений дореволюционного времени; грота, портика, скульптур, склона с кустарником, источника, прудов и др. В наше время от прежней композиции усадебного сада не сохранилось почти ничего. Склон зарос, размыт и стал круче. Из усадебного дома уже не видно Москвы-реки. Повсюду царит запустение и уныние. Некоторые садовые сооружения исчезли совсем недавно - еще лет пятнадцать назад можно было увидеть колонну из сибирского мрамора и скульптуру "Похищение Прозерпины". Правда, в парке, называемом теперь Филевским, еще радуют глаз столетние липы, дубы, сосны, лиственницы - единственные свидетели давно минувших дней. В 1985 году в Московском архитектурном институте под руководством рано ушедшего из жизни архитектора В.Ф.Гостева был сделан дипломный проект реконструкции Кунцевской усадьбы, который дает хорошее представление о замечательной красоте и величии фасадов ее главного дома и сада.

Грот под террасой паркового фасада усадебного дона.

Грот под террасой
паркового фасада
усадебного дона.

 

Н. Лазарева
Кандидат архитектуры

С. Ожегов
Доктор архитектуры

Фото С. Ожегова

 
Архитектура, строительство и дизайн. 2000. № 05
Мотивы • Мировой опыт ландшафтной архитектуры
             

  SpyLOG   Рейтинг сайтов GARDENER.ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования   Фирма "Гриф" - розничная торговля новыми и букинистическими книгами, новыми и старыми журналами, фотоатласами, видеофильмами и компакт-дисками по цветоводству, аранжировке, ландшафтному дизайну; продажа книг и журналов из Англии, Германии, Голландии, Италии, США, Франции.

 
Ландшафтный дизайн, ландшафтное проектирование, благоустройство, озеленение, профессиональный уход