|
|
|
|
|
Мотивы
• Мировой опыт ландшафтной архитектуры |
|
|
|
|
|
Одна из многих
О Кунцевской усадьбе и не только...
|
|
Усадебный дом.
Вид с парадного двора.
|
|
|
|
Есть милая страна, есть угол на земле,
Куда, где б ни были: средь буйственного стана,
В садах Армидиных, на быстром корабле,
Браздящем весело равнины океана,
Всегда уносимся мы думою своей;
Где чужды низменных страстей,
Житейским подвигам предел мы назначаем,
Где мир надеемся забыть когда-нибудь
И вежды старые сомкнуть
Последним, вечным сном желаем.
Е.Баратынский
|
|
|
|
Вынесенные в эпиграф стихотворные строки
Е. Баратынский посвятил своей подмосковной усадьбе Мураново. А ведь
действительно, русская усадьба - это целая страна, материк, феномен
нашей истории и культуры. И хотя история усадьбы в России насчитывает
шесть веков, она, к сожалению, мало изучена. Возникнув как жилой и
хозяйственный комплекс вотчинника, она постепенно превращалась в культурный
центр, где синтезировались традиции семьи и рода, культура дворянская
и крестьянская, города и провинции, России и Запада. Особенность формирования
русской усадьбы - в ее многопрофильности: она представляла собой социально-административный,
хозяйственно-экономический, архитектурно-парковый и культурный центр,
была неразрывно связана с окружающим ее крестьянским миром. |
|
Знаменитой усадьбу делала не столько роскошь убранства и родовитость
хозяина (хотя и это играло свою роль), сколько ее история - события,
обстоятельства, люди, благодаря которым усадьба входила в жизнь своего
поколения как нечто неординарное, интересное, полезное, доброе, красивое.
Мир усадьбы - это судьбы людей, семей, нередко - нескольких поколений.
Понять характер усадьбы - значит узнать, каков ее хозяин. Усадьба
оставалась навею жизнь любимым местом досуга и творческого труда,
"приютом спокойствия, труда и вдохновенья". Почти в каждой усадьбе
все девять муз находили своих поклонников - и профессионалов, и любителей.
Огромный простор для творчества давало обустройство дома, разбивка
садов и парков, создание художественных, научных коллекций, фамильных
архивов и библиотек.
Русские старинные усадьбы, создававшиеся по большей части состоятельными,
культурными и избалованными людьми, вольно или невольно выявили тип
архитектуры, убранства и быта, больше всего соответствующий русской
природе и пейзажу. Это наиболее достижимый идеал культурной жизни
в России, вполне художественный и в то же время ясный, простой, ненадоедливый,
недорогой, приспособленный к местным условиям. Это не парадные дворцы
для приемов, не мызы для ведения хозяйства, не дома для администрации,
а уединенные прибежища для проживания в кругу семьи и каждодневных
трудов. Особенно интенсивно культура русской усадьбы начала развиваться
со второй половины XVII века. Стремление жить в своих имениях стимулировал
закон, освободивший дворян от обязательной службы, а также европеизация
двора, быстро распространяющаяся западная культура и формирование
крупных состояний у вельмож и фаворитов. Тысячи дворян в екатерининскую
эпоху обустраивали свои поместья, подражая столичным образцам. Многим
удавалось привлечь крупнейших зодчих к возведению усадебных ансамблей
(а это были ансамбли в полном смысле слова - все их части подчинялись
единому художественному замыслу). Еще больше усадеб строили доморощенные
крепостные мастера, часто не уступавшие в профессионализме маститым
архитекторам. |
|
Церковь.
Восточный фасад.
|
Судя по описанию А. Болотова, для XVII века характерно размещение
усадьбы по обе стороны проезжей дороги, соединявшей ее со всей округой:
с одной стороны дом с садом, с другой - службы. В XVIII веке замечается
стремление уединиться в глуши, как можно дальше от людей и дорог.
Западные идеи, проникнутые духом индивидуализма, сильнейшим образом
отразились на формировании русских усадеб. Они создавались для поколения
людей, "подверженных изящной меланхолии, скептических и небрежно разочарованных",
которым было свойственны эпикурейство, утонченность чувств и культ
своих удовольствий. Кунцевская усадьба, о которой пойдет речь далее,
расположена на западном обрывистом берегу Москвы-реки, покрытом густым
лесом, дубняками и липовыми рощами. Название "Кунцево" происходит
от старинного слова "кунка", что значит "милая". Изначально, вплоть
до 1630 года, Кунцево было родовой вотчиной князей Мстиславских, затем
переходило к Милославским, Нарышкиным, и опять к Милославским, а потом
снова к Нарышкиным, в промежутках ненадолго попадая в дворцовые и
даже в патриаршие владения. В 1689 году ряд сел и деревень по соседству
с Кунцево были пожалованы Л. К. Нарышкину. В 1690-м он меняет какие-то
другие свои земли на Кунцево и становится полновластным хозяином имения.
Нарышкины владели Кунцевской усадьбой вплоть до 1865 года, когда она
была продана известному меценату, купцу К.Т.Солдатенкову. Тогда же
отдаленную ее часть - Городище (так называют земляные сооружения преимущественно
на береговых выступах в виде мыса или острога, чаще всего при слиянии
двух рек) - приобретает некий Солодовников. |
|
Пруд на откосе
к Москве-реке.
|
О том, какой была усадьба, когда она перешла к Льву Кирилловичу Нарышкину,
можно судить по описи, сохранившейся в церковных книгах 1689 года:
"В сельце Кунцове на реках Москва и Хвилка двор вотчинников, на дворе
строения: две горницы на глухих подклетах, меж ими сени, на сенях
и по горницам чердаки (терема) покрыты тесом; позади хором бани, кругом
двора заборы, ворота створчатые; на дворе же три сарая, поварня, подле
поварни погреб да ледник, на них напогребницы покрыты тесом; на дворе
же у ворот изба на глухом подклете с сенями, на сенях городок; на
дворе ж пять житниц, четыре покрыты тесом, да двор скотный, на нем
три избы людских, конюшня, два сарая, крытые тесом. Да в том же сельце
Кунцове три сада позади двора, пруд на речке, на Хвилке, да позади
сенных покосов, которые по берегу Москвы-реки поросли кустарем, на
горе роща сосновая". В 1704 году в селе жили только 12 человек дворовых.
Л.К. Нарышкин построил на речке Хвилке новую деревню Мазилово, куда
перевел крестьян из трех других деревень. Тогда же на месте одной
из опустевших деревень - Инской - он посадил липовую рощу. В 1744
году сын Льва Кирилловича Александр начал строить здесь каменную церковь
во имя Знамения Богородицы. При нем же боярские постройки обрели современные
очертания. Был заложен большой дом, разбиты сады и аллеи, сооружены
оранжереи.
Следующие владельцы жили в Петербурге
и Кунцево посещали редко. Зато здесь не раз (1800,1803,1805 годы)
живал Карамзин, как говорил он сам - "по праву любителя красоты природы".
Вот отрывок из его письма: "Пишу, сидя на высоком берегу Москвы-реки
под тенью густых лип и взглядывая на обширную равнину, которую вдали
ограничивают рощи и пригорки". Кстати, в 1805 году в усадьбе некоторое
время жил и Жуковский.
Не раз посещали Кунцевскую усадьбу и
коронованные особы. В 1763 году во время приезда в Москву на коронацию
в ней останавливалась Екатерина II. В 1818 Кунцево почтил своим вниманием
прусский король Фридрих Вильгельм III. Здесь он встречался с дочерью
- Великой княгиней Александрой Федоровной. "Русский вестник" писал
тогда: "Недели за три перед тем Кунцево начало выходить из долголетних
развалин и преобразилось в прекрасный сельский дом". Владелец, Алексей
Львович Нарышкин, в память этого события поставил в саду обелиск из
белого камня с бронзовым вензелем Александра I и памятной надписью.
В 1861 году усадьбу посетил Александр II с супругой. В память об этом
визите на небольшой площадке перед портиком был установлен каменный
стол с надписью: "Мая 26 1861 года в 8 часов пополудни Их Императорские
Величества Государь Император Александр Николаевич и Государыня Императрица
Мария Александровна осчастливили Кунцово посещением, изволили на этом
месте кушать чай". По мнению современников, барская потребность Нарышкиных
выражалась в постройке дома, быть может, не роскошного и даже не особенно
добротного, зато излишне большого даже для постоянного летнего проживания.
В описании 1873 года говорится: "Кунцовский дом построен на обширном
каменном основании, которое служит парапетом, а по своим размерам
весьма архитектурно и красиво. Верх его украшает бельведер, откуда
вид на 16 верст. Время его постройки точно не известно, но вся складь
напоминает хорошую архитектурную школу второй половины XVIII века". |
|
Церковь.
Деталь южного фасада
|
Дом
был поставлен по центральной оси участка с парадным двором, фланкированным
служебными корпусами, с одной стороны, и с регулярным садом, с другой.
Композиция строилась строго симметрично по отношению к главной оси
центрального здания усадьбы. Перед домом, со стороны въезда, посреди
куртины стояла голубая мраморная колонна с вензелем Екатерины II.
Надписи на пьедестале сообщали о том, что мраморный столб привезен
из Сибири в Санкт-Петербург в 1764 году, поставлен Екатериной II Обер-Шталмейстеру
Л.А.Нарышкину в 1769 году, а в Кунцево установлен в 1841-м. Главным
своим фасадом дом обращен к заречью, господствуя над высокой береговой
кручей. Берег спадал к реке ровным зеленым скатом. На плане 1804 года
по сторонам этого ската показаны деревянные лестницы, ведущие к деревянному
же помосту у самого берега реки. Позднее там была поставлена мраморная
скульптурная группа "Похищение Прозерпины". На верху склона, в центре
каменного подиума дома, был устроен небольшой портик в античном вкусе.
С двух сторон его фланкировали статуи Юпитера и Юноны (итальянские
копии с античных образцов). В саду около дома также были мраморные,
по большей части комические скульптуры. В 40-х годах прошлого века
в саду стояла железная статуя русской работы, датированная 1732 годом
и изображавшая обнаженную женщину с поднятой рукой. В конце прошлого
века сохранялась и старинная беседка в виде гриба, устроенная из основания
старого дуба с дуплом, покрытого соломенной кровлей. Со стороны реки
в дупле стояла каменная баба, каких привозили из степной полосы России.
Потом ее установили в саду возле дома. При последнем владельце недалеко
от дома, на круче, был устроен небольшой грот - каменное сооружение
в виде избушки над источником. По склонам был пущен зигзаг из стриженого
кустарника.
Напротив дома, в начале подъездной аллеи, находится церковь Знамения
Богородицы. В описании 1873 года говорится: "Построенная в плане крестообразно,
о пяти главах, расположенных одна посередине, над пирамидою свода,
а остальные по сторонам, на отделах или выступах церковного креста,
причем над западным выступом возведена небольшая колокольня. Храм
вообще не показывает своим зодчеством особой красоты, главным образом
потому, что в верхнем, кровельном его отделе существует какая-то неоконченность:
недостает здесь по сводам здания той старорусской архитектурной одежды,
которую видим в московских храмах XVI-XVII веков. ...В самом храме
ни по древности, ни по искусству, ни по истории памяти особо примечательного
ничего не находится. Иконы писаны живописным посредственным письмом
в первой половине XVIII столетия". |
|
Церковь. Окно.
|
Особо
чтимые святыни храма - два напрестольных креста, святые мощи, которые
находятся в небольшой иконе Успения Богоматери, а также в серебряном
медальоне, серебряной коробочке в виде книжечки и в резных деревянных
складнях. Подле церкви в ограде было небольшое кладбище. В 1877 году
по велению жены последнего владельца усадьбы Солдатенкова церковь
была перестроена в византийском стиле, какой она и сохранилась до
наших дней.
В церковном архиве сберегаются фотографии
многих садовых сооружений дореволюционного времени; грота, портика,
скульптур, склона с кустарником, источника, прудов и др. В наше время
от прежней композиции усадебного сада не сохранилось почти ничего.
Склон зарос, размыт и стал круче. Из усадебного дома уже не видно
Москвы-реки. Повсюду царит запустение и уныние. Некоторые садовые
сооружения исчезли совсем недавно - еще лет пятнадцать назад можно
было увидеть колонну из сибирского мрамора и скульптуру "Похищение
Прозерпины". Правда, в парке, называемом теперь Филевским, еще радуют
глаз столетние липы, дубы, сосны, лиственницы - единственные свидетели
давно минувших дней. В 1985 году в Московском архитектурном институте
под руководством рано ушедшего из жизни архитектора В.Ф.Гостева был
сделан дипломный проект реконструкции Кунцевской усадьбы, который
дает хорошее представление о замечательной красоте и величии фасадов
ее главного дома и сада. |
|
Грот под террасой
паркового фасада
усадебного дона.
|
|
|
|
Н. Лазарева
Кандидат архитектуры
С. Ожегов
Доктор архитектуры
Фото С. Ожегова
|
|
|
|
|
|
Архитектура, строительство и дизайн. 2000. № 05
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|